«Понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (Матф.14:22-34).
Неделя Девятая. Хождение по водам.
Сообщений 1 страница 10 из 39
Поделиться22014-08-10 21:10:06
Не отворачивайся от веры, не будь семенем упавшим в терние. Апостол Петр вдохновившись верой и ступив на воду почему после стал тонуть? Он вернул свое сознание в падшее прошлое, усомнился. Это как история с женой Лота. Не оборачивайся назад. Иди и не сомневайся.
"Не бойся, только веруй и спасена будет".
"Блажен, кто не усомнится во Мне".
Как-то так
Поделиться32014-08-11 06:39:04
Для меня это место Писания является указанием для совершения молитвы Иисусовой. Самое главное, она показывает основы молитвы, настроение, в котором Бог нас слышит - ощущение погибающего. Ведь Христос пришел спасти погибающего, а не самодовольного праведника, который ждет справедливой награды.
Событие на море - изображение внутренних процессов в человеческой душе, поэтому в пастырской психотерапии является важнейшим. Оно описывает реагирование на раны, причиняемые людьми, демонами, скорбями и страстями.
Поделиться42014-08-11 06:51:21
До такого глубокомыслия мне суетному видимо еще далеко..
Поделиться52014-08-16 11:20:53
Перефразируя слова Ларисы: в этом месте Евангелия мы имеем заповедь иметь веру в Бога. Это же место истолковывает значение слова "вера", которую нам должно иметь: опираться на Христа во всем, как на Камень (на Его руку), во всякой бури скорби или страсти весь свой ум и сердце собирать только на Христе, помня, что Он в этой бури.
А зачем учиться этому в будущем? Нужно прямо сейчас упражняться в этом.
Молитва Иисусова. Утром, вечером, в свободное время.
Говоря "Господи", мы называем Того, на Кого оперся Петр (Он же мир сотворил)
"Иисусе" - Спаситель, Тот, Кто подает руку
"Сыне Божий" но и Сын Человеческий - Христос, Помазанник (Первосвященник - подающий причастие, Пророк - открывающий истину и Царь - дающий заповеди)
"помилуй мя грешного" - вот он, вопль Петра. Под нашими ногами раскрывается бездна страстей и скорбей.
Поделиться62014-08-16 11:30:33
Событие на море учит: во время бури нам нужно умом своим не блуждать по деталям наших бедствий, но вытеснять волей любую мысль, которая не о Христе.
Нам нужно сделать так, чтобы наш ум превратился в воду, которая собирается вокруг одного единственного Острова-Камня. Все прочие мысли и соображения необходимо вытеснить из фокуса нашего душевного глаза. Сначала на периферию сознания. (это первый этап борьбы)
Время решать и рассчитывать о наших делах (что нам нужно предпринять с нашей болезнью, бедой или страстью) наступает тогда, когда наша лодка пристанет на твердое место, и в нашей душе будет покой. Вот тогда, когда наша мысль потечет плавно, тогда наступит время работать мозгами и языком: что купить, к какому врачу бежать, какие средства борьбы с грехом предпринять, что ответить начальнику-мужу-врагу (или какая-там у нас проблема была?). Пока же мы в буре, мы ничего не можем. Когда мы будем на твердом месте, тогда наши мозги (с помощью Божией) сами найдут ответ, что нам предпринять. Но пока буря - нам должно использовать один единственное средство - хвататься руками за Христа и вопить.
Это означает "уклонись от зал". Когда же мы будем на твердом месте, тогда наступит время "сотвори благо", и нам нужно будет заменить приведения и миражи нашего ума на действительное и живое - Евангельское. Но этому время второе: когда Христос войдет в нашу лодку, а мы прибудем на берег. Там мы и поклонимся Ему своими делами.
Отредактировано Протоиерей Алексий (2014-08-16 13:11:32)
Поделиться72014-08-16 12:02:30
Психотерапия.
проблема слишком сырая для меня.
в событии на море две вещи: ответы - что со мной? и что делать?
ответ на первый вопрос - важен. Не осознав, не поняв беды, не найдешь средств к борьбе.
Что со мной? я тону. Почему? нет Бога со мной. Почему нет? я отвернулся от Него. Как же я отвернулся от Него, ведь я в Церковь хожу, Символ веры знаю и тд? Но ты же тонешь? значит, отвернулся, как Петр.
Присмотримся к воде под ногами:
Это нужно делать как упражнение в спокойное время. Все наши бедствия - вода
Туда мы идем, потому что это крест наш. Мы его заработали, потому он и наш. Но входим мы туда, потому что Бог нас любит, и зовет на крест, чтобы им нам исцелиться. Потому в Буре две стороны, как в переломе: гипс и сломанная кость. Гипс от Бога, прелом о меня. Поэтому сказать: я посеял бурю и ветер - справедливо, но и Бог меня туда позвал - тоже верно.
"Возвел еси человeки на главы нашя: проидохом сквозe огнь и воду, и извел еси ны в покой" (Пс.65:11)
Первая задача - найти этот покой. А уже с покоя (Христова Камня, сделавшимся нашей крепостью, нападать на врагов и строить свой виноградник). "яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человeком на ны, убо живых пожерли быша нас: внегда прогнeватися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас. Поток прейде душа наша: убо прейде душа наша воду непостоянную. Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их. Душа наша яко птица избавися от сeти ловящих: сeть сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю" (Пс.123:2-8).
Изучение этой воды интересное занятие. Это анализ себя, своей внутренней тьмы, своей сердечной тени, анализ своих страстей. Внешний ветер имеет значение ровно настолько, насколько он вздымает наши сердечные волны. Даже война, эпидемия, болезнь, унижение - перестают быть актуальными, если они не рождают в нас гнева, страха, тоски, отчаяния.
Здесь есть проблема. По настоящему в эту воду могут углубляться только монахи. Потому что это углубление дает тишину, сладость и покой. Но человек от этой сладости, ища глубокой рыбы, умирает для мира. Ему становится пресно от мирских утех. Поэтому мирянам углубляться в это не следует. Иначе можно от одного берега отплыть, а к другому не пристать. Но бывают минуты, когда Бог выводит нас на море: заболел раком, попал в тюрьму, все рухнуло.... и тд. Жизнь сама из лодки выкидывает. Тут тони либо в бутылке или задыхайся в петле, либо ныряй в море Геннисаретское. Раньше было такое явление как чернечество - мирское подвижничество (+девство), которое мало отличалось от монашества.
Сейчас оно на грани психопатии: вне мира. Поэтому углубляться в этом направлении можно не раньше, чем скорбь сама тебя вытолкнет из обычной жизни.
В мирском состоянии достаточно оптиных рассуждений (взагали, в общих фразах). Это тоже достаточно. Нужно понять свое повреждение, и понять боль от него (а не от бедствия). Тогда в человеке рождается нищета духа и плачь.
Поделиться82014-08-16 12:24:44
Почему я отвернулся?
Потому что весь мой ум забит ветхим разумом. Я рыба – бьющаяся о лед. Я кровоточивая жена, которая двенадцать лет бегает по врачам. Чем я только не занимаюсь: читаю акафист «Неупиваемая Чаша» чтобы муж не пил, устраиваю свои дела, пытаюсь задобрить своего врага и тд и тп. Я вижу бурю, и пытаюсь на нее отреагировать. Мне подскажут, как это делать мой опыт и мои друзья. Как и Петру. Но ошибка моя очевидна. Море расступается сильнее, топя меня.
Мы ставим телегу впереди лошади. Сначала действие, а потом дух. Должно быть наоборот. Дух (руах, дыхание) наполняет наши дела, и только тогда дела приобретают силу. Безуспешность – признак неправильности тактики и стратегии.
От этого одна польза: «познай свою немощь, познай свое повреждение и бессилие, увидь себя погибающим-тонущим». Такое настроение спасает слева. Ведь Христос пришел спасти погибающих (тонущих). Спастись справа – из рассуждения и мира. Тогда мысль идет первой. И для нее не нужны бедствия. В Евангелии это описано здесь: «какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лук.14:31,32). То есть во времена мирные человек готовится, приобретая себе правильное расположение ума. В таком случае и скорби иногда бывают не нужными.
Поделиться92014-08-16 12:27:48
Что делать? Две стороны. Во время бури, схватиться за Христа, изгнав из ума все, что не Христос.
Вторая сторона, когда буря стихнет: делать-делать-делать. Руками, языком, умом. Но потом. Когда мысль утвердится на Камне.
Как хвататься? Этому посвящены многие книги. Мне нравится Брянчанинов. Например, «о следовании за Христом». Нужно читать много. Но чтение – это средство. Только опыт учит.
Самое то – молитва и внутреннее духовное поучение.
Поделиться102014-08-16 21:08:19
Меня последнее время опыт научил следующему: надо на окружающих смотреть любовным взглядом, держать любовный тон речи и обращение. Мне это дается тяжело потому что в душе наступает страх и недоумение. Тогда я вспоминаю слова о том что кто душу свою потеряет Христа ради - тот ее обрящет и что ближний образ Божий, а на Бога не любя не взглянешь и постепенно ко мне приходит опыт душевных отношений. Хотя вспоминаю из Патерика, что и строгость нужна, но этому хочется научится без гнева и не на ровном месте. Такая вот у меня сейчас попытка следовать за Христом, а не смотреть на ближних стеклянными глазами.