Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Нравственные вопросы » О Причастии.


О Причастии.

Сообщений 1 страница 10 из 14

1

ПРАВОСЛАВНОЕ ФАРИСЕЙСТВО, ИЛИ О НЕУДОБОНОСИМЫХ БРЕМЕНАХ
Дудченко Андрей, прот.

Несколько дней назад я разместил в социальной сети и в своем блоге запись о том, что нигде не проявляется так ярко наше православное поповское фарисейство, как в отношении к мирянам касательно подготовки ко Причастию.
Требовать обязательной исповеди от мирян перед каждым причащением — поповское фарисейство. Священники сами не исповедуются перед каждой литургией, но по мере необходимости или возможности.
Точно так же фарисейство — требовать от мирян дополнительного поста перед Причастием. Ни один священник, требующий от мирян дополнительного поста, сам таким образом не постится. Достаточно поститься в установленные посты — по средам, пятницам, и в многодневные посты, принятые Церковью, и приходить на литургию натощак.
А вот не разрешать мирянам причащаться на каждой литургии — это уже даже не фарисейство, а противление Христу! Кто мы такие, чтобы дерзать становиться преградой между даром Христовым и человеком?
На литургии мы произносим Христовы слова: «Примите, ядите… Пийте от нея вси…» — все, а не «исповедавшиеся, постившиеся, вычитавшие правило…» Страшно, когда священник становится не помощником, а преградой!
В ответ на эту запись один мой читатель отметил, что на самом деле положение еще хуже. Все-таки фарисейством мы называем, как правило, осознанное лицемерие. Ну, или частично осознанное. Здесь же чаще всего мы имеем дело не с лицемерием, но с другой верой. Священники, предписывающие непременно поститься дополнительно три дня, неделю или один день перед Причастием и каждый раз непременно исповедоваться, действительно уверены, что именно так и следует поступать. При этом, снова же, никто из них не применяет этого правила к себе.
Не существует никакой заповеди, канона, нормы устава насчет дополнительного поста и обязательной исповеди перед Причастием. А того, чего не существует, и нарушить нельзя. Но тем не менее большинство священников все же держатся этой отжившей свой век рекомендации синодальной эпохи.
Приходилось неоднократно быть свидетелем такой ситуации: субботний день, закончилась литургия, священник с пономарями и хором идет в трапезную. И здесь предлагают два вида блюд: не-постное — для священника и всех желающих, и постное — для тех, кто желает причаститься завтра, в воскресенье. Но ведь священник тоже будет причащаться в воскресенье, и при этом никому из священников не придет в голову поститься в субботу (если это, разумеется, не во время многодневного поста)! Спрашиваешь такого священника: в ответ — убеждение, что нам — можно, а вот мирянам — нельзя. Однако послушаем лучше святителя Иоанна Златоуста: «Но есть случаи, в которых священник не отличается от подначального, например, когда должно причащаться страшных Таин. Мы все одинаково удостаиваемся их; не так, как в ветхом завете, где иное вкушал священник, иное народ, и где не позволено было народу приобщиться того, чего приобщался священник. Ныне не так; но всем предлагается одно тело и одна чаша» (Беседы на Второе послание к Коринфянам, 18, 3). В вопросе принятия Святых Таин священник не отличается от мирянина, в том числе — и в плане подготовки!
Священник не может служить литургию и не причаститься. Это правило выполняется в 100% случаев. Точно так же священник не может сослужить на литургии и не причаститься. Так же следовало бы всегда причащаться на литургии и всем присутствующим, но не сослужащим клирикам (к сожалению, часто приходится наблюдать, как священник, не служащий в данный день, но требный или исповедующий, не причащается). Это предписывает восьмое Апостольское правило: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто из священного списка при совершении приношения не причастится — да представит причину, и если она уважительна, да будет извинен. Если же не представит — да будет отлучен от общения церковного, как сделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, якобы неправильно совершал». То есть если присутствующий на литургии (в правиле не говорится именно о сослужении, поэтому мы можем смело подразумевать всех клириков, находящихся в храме во время литургии) клирик не причастится без уважительной на то причины — да будет отлучен, потому что он стал причиной причинения народу «вреда» — видимо, дурного примера, а также потому, что своим поведением (уклонением от причащения) навел подозрение на предстоятеля, возглавляющего литургическое собрание, в том, что тот неправильно совершает службу. Получается, что если предстоятель совершает литургию неправильно, то клирик имеет полное право не причаститься. Но что значит неправильно? В контексте эпохи, когда были составлены Апостольские правила, вывод возможен только один: если он совершает службу как еретик. Именно в евхаристической молитве — анафоре — выражается суть богословия Церкви. Еретики, искажавшие православное учение о Боге и воплощении Сына Божия, непременно изменяли в соответствии со своим учением и евхаристическую молитву. Вот на такой — и только на такой! — литургии клирики (а также и миряне) имели полное право не причащаться, а может, не только право, но и обязанность. Однако нет ни малейшей причины для клирика уклоняться от причащения на литургии, которая была совершена в соответствии с богословием кафолической Церкви!
Но почему же тогда это стало не только возможно, но и вполне привычно для мирянина? Вопрос, кажется, риторический. В тех же Апостольских правилах говорится: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного» (правило 9). Пребывать до конца на святом причащении что значит, как не то, что нужно это причащение принимать, а не только смотреть, как принимают другие? Можно ли насытиться от трапезы, не вкушая ее? Однако по сей день еще многие и многие наши священники убеждены и учат, что частое причащение — не полезно, при этом призывая каждое воскресенье и праздники приходить в храм. Это тяжелое наследие синодальной (дореволюционной) эпохи, когда вполне нормальным считалось причаститься один раз в год… Плоды такого «благочестия» очевидны: 1917-й и последующие годы гонений и почти полного истребления Церкви, что было бы невозможно без поддержки или молчаливого попустительства «народа-богоносца».
Традиция дополнительного поста и обязательной исповеди перед Причастием сложилась как ответ Церкви на упадок подлинного благочестия. Когда миряне — в терминологии церковной «верные», которых апостол Петр в своем послании называет «родом избранным, царственным священством» — перестали подходить к Чаше, то тем самым фактически отдалились, если не отпали от Церкви. И тогда таковым стали рекомендовать непременно подготовиться к воссоединению с Церковью с помощью поста, усиленной молитвы и непременной исповеди. Одна из молитв принятого ныне чина исповеди содержит слова: «Приими и соедини его святей Твоей церкви…» — а присоединить к Церкви можно лишь того, кто в настоящий момент к ней в силу каких-либо причин не присоединен. Крайне странно читать такую молитву над верными, исповедующимися и причащающимися каждое воскресенье, а то и чаще…
Значит ли это, что мы теперь должны проповедовать во всеуслышание с амвонов о том, что можно подходить ко Причастию без поста и исповеди? Нет, не значит, потому что в наших храмах, как правило, очень много «захожан», то есть тех, кто считает себя православным, но не знаком в достаточной мере с Евангелием, давно или никогда не исповедовался, не знает, что такое Причастие. Пускать к Чаше всех без разбору нельзя. Здесь исповедь — как раз отличный способ познакомиться с человеком и что-то ему подсказать, направить, сориентировать. Однако в частных беседах, то ли во время исповеди, то ли в ином формате, можно и нужно разъяснять, что связка исповедь-причастие не является незыблемой и никогда не была такой в истории Церкви, и что достаточно соблюдать установленные Церковью постные дни, чтобы причащаться за каждой литургией.
Теперь затронем некоторые тонкости. Одна моя знакомая написала в ответ: «А я знаю священника, который сам постится перед тем, как совершать литургию. Не строго, но постится. С утра мясо не ест, а вечером вообще в животной пище старается ограничивать себя. Очень его уважаю». Да, такой подход действительно можно и нужно уважать, однако это не отменяет вопроса: зачем? Каковы обоснования такого поведения? Речь идет прежде всего о посте в субботу, который прямо запрещен Апостольскими правилами: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (правило 64). То есть мы с легкостью отвергаем очень ранний канонический свод ради соблюдения «предания старцев», причем очень недавнего. Да, скажут иные, в Апостольских правилах подразумевался совсем другой пост, не тот, что нынче: полное неядение до захода солнца, а не изменение рациона. Это верно, однако для нас сегодня пост — это именно изменение рациона (воздержание от животной пищи), именно это является постом для сегодняшних православных христиан, и почему-то, невзирая на Апостольское правило, мы считаем уместным и возможным это и в субботу!
Не надо делать культа из еды, и я вовсе не призываю отменить посты. Однако не надо делать культа и из поста. Вообще, по слову апостола Павла, которое мы часто забываем, «пища не приближает нас к Богу». В иных интернет-дискуссиях действительно убеждаешься в правильности тезиса игумена Петра (Мещеринова) о том, что наше практическое православие часто вырождается в «религию еды».
В нынешнем церковном календаре постные дни занимают большую часть года — около 200 дней, в зависимости от продолжительности Петрова поста. Кажется, этого количества вполне или даже более чем достаточно, чтобы не делать из мясной пищи культа. Можно вспомнить, что такой аскет как приснопамятный патриарх Сербский Павел, которого никто не упрекнет в излишних послаблениях, на основании исторических и пастырских соображений считал возможным сократить продолжительность Петрова и Рождественского постов…
Евхаристический пост состоит в полном воздержании от еды и питья с утра до самого Причастия. Однако в случае болезни не запрещается принять перед причащением лекарство, необходимое по жизненным показаниям. В некоторых случаях в роли такого лекарства может выступать еда — как, например, при некоторых формах сахарного диабета. В таком случае можно смело съесть тот минимум, что необходим, и идти на литургию. Это же касается и маленьких детей… А вот с какого времени начинать евхаристический пост? Чаще всего рекомендуют с полуночи. Однако в самой полуночи нет ничего «мистического», и можно сказать, что в определенных случаях (например, позднее возвращение с работы) ничто не препятствует поужинать и после полуночи, чтобы затем наутро причаститься. Это подтверждается и рекомендацией Священного Синода РПЦ от 28.11.1968 года поститься не менее шести часов перед причащением.
А вот что говорит на эту тему архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря на Афоне: «Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

2

Написано доступно и с пользой. Спаси Господи.

3

Некоторые люди, считающие себя православными говорят: «Частое Причастие, это было в первые апостольские и послеапостольские века, тогда люди, христиане были святы, потому то они и Причащались, а мы грешные потому так не можем и не должны поступать.»
Хотелось бы развеять этот миф о непорочности первых христиан, не ради того что бы их опорочить, а ради нас живущих сейчас для нашей пользы, потому что мы такие же как и они, как и Христос Один и Тот же. Да мы видим в самом Писании, как обращаеться к Коринфской Церкви ап. Павел: 1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.(1Кор.1:1-3) Да действительно приветствует святых, но по ходу послания мы видим несколько другую картину, и она отражает человеческую немощь как нашу теперешнюю, так и первых христиан: 11 Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
(1Кор.1:11) 1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?
4 Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?
(1Кор.3:1-4) 18 Как я не иду к вам, то некоторые [у вас] возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?
(1Кор.4:18-21) 1 Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
(1Кор.5:1,2) 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

Как видим, обычные люди православные, каких мы видим и теперь, причащались постоянно не потому что были святы, но потому что это было для них необходимостью, без этого они не могли жить духовно.
Дальше мы видим пример не достойного причастия Коринфской Церкви: 18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.23(1Кор.11:17-34) Здесь стоит обратить внимание, на некоторые моменты, а именно на то, что порицается апостолом, бездумное Причастие, (спешка уталить голод, упиение вином) Так же замечу при таких явных отклонениях, можно сделать вывод, что о посте и исповеди перед Причастием речи не идёт вообще.
Кратко пробежались, по страницам Писания, мы делаем вывод, что первые христиане были, как и мы далеки от совершенства (берём в общем) тем не менее Причащались постоянно. Если они не отличаются от нас, то почему и мы не поступаем также, и не приступаем к Причастию постоянно? Такой вопрос можно задать людям, которые ищут всякого доказательства, что бы, не Причащаться часто.

4

5

ТЕМ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИЧАЩАЮТСЯ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН ПОТОМУ, ЧТО СЧИТАЮТ СЕБЯ НЕДОСТОЙНЫМИ

Есть люди, которые не причащаются Святых Тайн потому, что считают себя недостойными. Как смотреть на это? По нашему мнению, нужно смотреть так: когда люди осознают свое недостоинство, это хорошо; если они, при сознании своего недостоинства, не причащаются еще и потому, что приступать к Причащению им не позволяет отец духовный, это также хорошо. Но если такие люди отлучают себя от Святого Причащения самовольно, то последнего одобрить нельзя, потому что как бы кто ни рассуждал, а без Причащения Святых Тайн человек не спасется. Сам Господь сказал: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53).

Итак, тех, которые самовольно отлучают себя от Причащения Святых Тайн, считая себя недостойными принять их, подлинно, одобрить нельзя, ибо враг нашего спасения внушает часто таким людям удаляться от Причащения, как и испытал это на себе ученик старца.
      "Враг, – говорит он, – всячески старался удалить мою душу от соединения со Сладчайшим Иисусом... Враг напал на меня с теми же убийственными мыслями на другой день".

В пользу того, что самовольного удаления от Причащения Святых Тайн одобрить нельзя, говорит и здравое рассуждение. Люди не причащаются потому, что считают себя недостойными Причащения. А кто им сказал, что они будут когда-нибудь достойны его? Если же сами когда-либо скажут, что они достойны, то этим проявят только свою гордость и тяжко согрешат, ибо перед Причащением не достоинство свое должно восхвалять, а сознавать недостоинство свое и греховность.
      Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Так должен говорить приступающий к Причащению, то есть заявлять, что он первый из грешников, а не восхвалять себя, подобно фарисею, и не кичиться своими мнимыми достоинствами и заслугами пред Богом.
      Поэтому, самовольно удаляющие себя от принятия Святых Тайн, по сознанию своего недостоинства, впредь без воли отца вашего духовного от Причащения себя не удаляйте. Не велит он причащаться до времени, тогда не причащайтесь, а если велит и благословляет, то смело приступайте к Престолу благодати, помня, что Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1,7). Аминь.

(Серафим Саровский "Радость моя")

6

Проповедь о.Андрея Ткачева на Рождество 2014

7

Патриарх Кирилл: Призываю каждого из вас причащаться как можно чаще

Мы живем в такое время, когда нам необходима благодатная помощь Божия, — почти каждый день, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию.
Святейший Патриарх Кирилл | 17 апреля 2014 г.
17 апреля. Правмир. В четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Литургии святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Великим четвергом. По традиции Великий четверг приравнивается к двунадесятым праздникам, потому что значение события, в честь которого этот день установлен, превышает, может быть, все иные события новозаветной истории при жизни Христа Спасителя. В этот день Господу было угодно совершить нечто, что продолжило Его служение миру. Господь пришел в мир для того, чтобы воссоздать человека, то есть привести природу человека к тому состоянию, которое она имела до грехопадения. Господь пришел, чтобы обновить жизненные силы человеческого рода, сделать человека способным сопротивляться греху, способным идти по тому пути, который Он сам указал людям. И вторая цель пришествия — это искупление человеческих грехов через страдания и смерть. Обновление, воссоздание человеческой природы и искупление грехов — в этом весь смысл и содержание пришествия Господа и Спасителя.

Понятно, что все то, что совершил Господь во время Своей земной жизни, не могло ограничиться лишь физическим Его пребыванием на земле. Дело спасения должно продолжаться вечно, до скончания века. И Господь совершает нечто, что дает возможность каждому последующему поколению быть соучастниками всего, что Он совершил ради нашего спасения, — соучастниками Его жизни, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения, Его восхождения на небеса и Его второго пришествия.

Господу было угодно дать некую особую возможность Своим последователям, преодолевая ограничения пространства и времени, быть вместе с Ним и соучаствовать в том деле спасения, которое Он совершил. Именно для этого во время традиционной для иудеев Пасхальной трапезы Господь, председательствовавший на ней, несколько отошел от строгого порядка ее совершения. Когда Спаситель благословлял хлеб, что делал каждый глава семьи или каждый, кто председательствовал на иудейской пасхальной трапезе, Он произнес слова, которые никто ранее не произносил, — они были вне ветхозаветного предания. Благословляя хлеб, Он сказал: «Этот хлеб — Мое тело, которое за вас преломляется во оставление грехов». А затем, когда трапеза уже завершилась, по обычаю пасхальной вечери председательствующий должен был благословить чашу с вином и дать каждому приобщиться из этой чаши. И здесь Господь отходит от традиции ветхозаветного пасхального ужина. Он берет в руки чашу и говорит: «Сия чаша есть чаша Моей Крови, за вас проливаемой во оставление грехов». И как благословение над хлебом, так и благословение над чашей сопровождалось очень важными словами: «это совершайте в Мое воспоминание».

Понятно, что речь идет не просто о воспоминании, когда напрягается человеческая память. Речь идет о чем-то большем, и мы знаем, что через пришествие в мир Духа Святого этим бОльшим стало Таинство Евхаристии, совершаемое учениками Спасителя, когда силой Божией, силой Святого Духа каждый, кто приобщается хлеба и вина — подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя, — одновременно приобщается всему тому, что Бог во Христе совершил ради нашего спасения. Святая Евхаристия силой Святого Духа актуализирует все то, что Бог совершил во Христе.

Поэтому для нас Новый Завет и пришествие Спасителя — это не раз совершенное деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны, о которой мы не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. Того Тела, в котором было обновлено человеческое естество, того Тела, через которое была возрождена человеческая природа, а это значит, что и мы во Христе через Таинство Евхаристии возрождаемся к новой жизни и обретаем великую силу побеждать грех.

Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов, отец Церкви, назвал Таинством Церкви. Так оно и есть. Ведь Господь учредил Церковь для того, чтобы силой Святого Духа, живущего в Церкви, продолжалось Его служение до скончания человеческой истории. И в центре этого служения во Святом Духе — воспоминание о жизни, страдании, смерти, воскресении, вознесении, на небесах седении, втором и славном пришествии Господа. Именно поэтому, в отличие от любой другой религиозной реальности, которая так или иначе существует в мире, Церковь дает нам возможность не только интеллектуально воспринимать то слово, которое Основоположник нашей веры Господь Иисус Христос оставил нам, но и соучаствовать реально в Его спасительной миссии, воспринимая плоды этой миссии, то есть обретая спасение в Боге.

Я всех вас поздравляю с этим великим праздником и призываю каждого из вас причащаться как можно чаще. Мы живем в такое время, когда нам необходима благодатная помощь Божия, — почти каждый день, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию. По многим обстоятельствам для нас невозможно такое частое причащение — и потому что мы заняты работой, трудимся, а если даже на пенсии, то как много суеты, забот, которые поглощают большую часть нашего времени! И нельзя, как говорит апостол Павел, вкушать Тело и Кровь Христову в суд или во осуждение. Нужно приуготовлять себя к этому великому Таинству, но не так, чтобы приготовление становилось препятствием к причащению. Ведь многие говорят: «я не приготовился и потому не пойду причащаться», понимая под приготовлением длительный и сложный процесс. Этот процесс необходимо проходить по крайней мере несколько раз в году, особенно во время постов. Но когда нет возможности в полной мере исполнить все предписания, нужно ограничиться самым необходимым — посещением храма накануне, чтением молитвенного правила перед причащением, исповедью, невкушением пищи до принятия Святых Христовых Таин и, что самое главное, — примирением с ближними. Нельзя причащаться в непримиренном состоянии, потому что если мы не примиряемся, то, по слову апостола, вкушаем суд и осуждение себе. И если таким образом со смирением, с осознанием своей греховности, с надеждой на помощь Божию мы приступаем к святой чаше так часто, как можем приступать, то Господь восполняет наши силы, такие немощные по человеческой природе.

Так, в общении с Ним, мы обретем спасение. Ради этого и пришел Спаситель. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать святым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать счастливым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать богатым. Но Он пришел для того, чтобы открыть нам возможность спасения. И величайшим к тому средством является Таинство Тела и Крови Его, Таинство Святой Евхаристии, учреждение которого мы торжественного празднуем сегодня, в Великий четверг. С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник: http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-p … z2zA0JFwFM

8

http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=23139

-Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства -С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не установлены. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Пастырь тем более не вправе требовать от пасомых того, что сам не исполняет(обязательную исповедь, пост и тд перед причастием) и что собственно не требуют от него ни каноны ни правила-это же в равной мере относится и к мирянам. Николай Кавасила через тысячу лет в Толковании Литургии так же не делает никакого различия в подготовке между клиром и мирянами.

9

-Протопресвитер Александр Шмеман в своей замечательной книге «Святая Святым» прямо обличает обычай обязательной исповеди верных как еретическую, вредную и опасную. Таинство покаяния всегда было и остается таинством возвращения и примирения с Церковью отлученных от общения,-- Примири, и соедини его (ее) святей твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем..." (Между прочим, именно эта молитва является разрешительной и повсеместно употребляется в Православных Церквях). И тогда становится понятно, что учение, которое объявляет Таинство Исповеди необходимым условием допущения мирян к Причастию, есть не только уклонение от подлинного общецерковного Предания, но также искажение православного учения о Церкви, Евхаристии и самом Таинстве Покаяния. Оно искажает учение о Церкви, так как вводит de facto деление её членов на две категории, за одной из которых (миряне) их возрождение в Крещении, освящение во Св. Миропомазании, то, что они стали "согражданами святым и своими Богу", не признается в качестве условия, обеспечивающего полное членство, т.е. участие в Таинстве, в котором Церковь исполняет себя как Тело Христово и Храм Святого Духа. Оно искажает учение о Евхаристии, ибо устанавливая для причастия дополнительные условия помимо членства в Церкви, в сущности не позволяет видеть и переживать Евхаристию как само Таинство Церкви, которое, по словам Литургии св. Василия Великого, "нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие". И наконец, оно искажает само Таинство Покаяния, потому что, сделавшись формальностью и, фактически, просто условием для причащения, исповедь подменяет собой подлинное приготовление к причастию, которое состоит, как мы видели, в истинном внутреннем покаянии(без свидетелей). Акцент всего переживания в этом Таинстве сместился от покаяния к отпущению грехов, воспринимаемого почти на уровне магизма [20] . Этого формального, полумагического, полузаконнического "отпущения", а не примирения с Церковью, от которой отлучили грехи, ищут сегодня в исповеди; и ищут не потому, что их беспокоит собственная греховность (они обычно находят ее естественной и неизбежной), но потому, что это "дает право" приступить ко Святым Дарам с чистой совестью. Делаясь просто "условием для причащения", Таинство Исповеди, бывшее столь определяющим, столь устрашающим в жизни древней Церкви, сегодня теряет свою истинную функцию и место в ней.

10

- Даниил Сысоев в своем труде «о частом причащении» так же приводит доказательства Святых Отцов о недопустимости привязки исповеди к причастию и деления на клир и мирян,- Таким образом, святитель Иоанн и блаж. Феофилакт понимают слова апостола(1Кор.11.28да испытывает) противоположно тому, как указанно в проэкте-5. Он убежден, что человек должен сам очистить свою совесть сокрушением во грехах, причем свидетелем должен выступить сам человек. В Русской Церкви (в отличие от Восточных Патриархатов) отошли от этого принципа, введя обязательную исповедь перед Причастием, Но с другой стороны важно помнить, что священнику не дано ни Богом, ни Церковью права не допускать до Причастия тех, кто, не сделав смертного греха и раскаиваясь во вседневных прегрешения желает приобщиться великой святыни.----- Правило святого Григория, епископа Акраганского гласит: «Всем епископам и священникам запрещаем отлучать кого-либо от святого причащения до тех пор, пока не будет обнаружена вина, за которую церковные правила повелевают отлучать от него. Если же кто-нибудь, не считаясь с этим, отлучит кого-либо от святого причастия, то отлученный, будучи разрешен от отлучения старшим по чину епископом, да сподобится святого причащения; неправедно же отлучивший да будет отлучен епископом, которому подчиняется, на столько лет, на сколько сочтет нужным епископ». То же говорит и святитель Василий Великий: «Епископ или священник, отлучающий кого-либо от причастия без определенной причины, сам да пребывает без причащения столько времени, как решит епископ, которому он подчинен»


Вы здесь » Покаяние » Нравственные вопросы » О Причастии.