Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Богословские вопросы » О воле Божией.


О воле Божией.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

На всё ли воля Божия?
Очень часто можно услышать, среди православных, такое изречение: "На всё воля Божия" Люди, которые говорят так, думают (наверное) что этими словами предают Богу всемогущество и власть, и этим угождают Ему. На самом деле это изречение не верное, и пагубно для души человеческой.  В этом вопросе нужно разобраться, и разберём сначала, что такое воля Божия и в чем она заключается.
Воля Божия, это Его желание , что часто путают с Его попущением, или смешивают всё в одно НО: «Бог хочет, чтобы мы желали Его благой воли... то есть исполнения Его заповедей; чтобы мы любили друг друга, были сострадательны, творили милостыню и тому подобное; вот это - благая воля Божия. Преподобный авва Дорофей (58, 165)».. Чего желает Бог, по отношению к человеку? Спасения и вечного блаженства с Ним: 11. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам,(Иез.33:11) 14. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.(Матф.18:1) Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Стало быть, если предположить, что воля Божия на всё, то спасутся все люди, так как Бог этого хочет и это Его Святая воля. Но мы видим, что люди спасаются не все, и это видно со слов Господа: Матф. 25:46 ". . .и пойдут сии в муку вечную." Также мы знаем ересь Оригена, о всеспасении (апокатастасис)  всех людей, была осуждена на 5 вселенском соборе, и подтверждено это осуждение на 6 и 7 всл. соборах.
Т.е. люди могут сами выбрать свой путь, или спасение, или погибель, и это значит, что воля(желания) в человеке, абсолютно свободна. Но есть ещё и третья воля, это погубить и отдалить от Бога людей, что хочет дьявол. По отношению к человеку, существует две противоположных воли, первая Божественная и высшая, для чего и сотворен человек изначально, и вторая низкая и разрушающая самого человека. В человеке есть своя воля, которая может совпадать как с Божией, так и с волей дьявола, но только человек принимает решение с кем ему быть, и что ему нужно или Вечная Жизнь, или возлюбить грех к погибели своей, и эту свободу выбора, Бог не нарушает, Бог любя предлагает Жить Вечно с Ним, и зовёт к Себе, и устроил всё для спасения от вечного мрака. «Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику. Преподобный Исаак Сирин» «Если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай то, что тебе угодно, живи как хочешь... Святитель Иоанн Златоуст»» Бог не помогает тем, которые хотя и вступили в служение Ему, но одновременно служат и страстям. Бог предоставляет их самим себе, так как они произвольно захотели следовать себе, и предает их в руки их врагов, демонов... Преподобный авва Исаия» «Человек, живущий по своей злой воле, мертв для Бога. Святитель Тихон Задонский» Но мы, к сожалению, видим многих, которые по своей воле выбирают грех, и этим нарушают волю Бога, как нарушил её изначально дьявол. Грех, это и есть нарушение воли Божией. Воля человека, и воля дьявола не насилуется со стороны Бога, и потому мы видим везде её проявление, а именно во грехах. Смотря на эти грехи и мерзость которая бытует в мире, мы не можем сказать, что это воля Божия, потому как похулим Бога (Он этого не желает и желать не может) Стало быть слова "НА ВСЁ воля Божия", произносить нельзя, потому что слово "ВСЁ" ничего не исключает ни греха, ни погибель души человека.
Несколько других аргументов против слов: "На всё воля Божия" Когда мы читаем молитву данную самим Господом, "Отче наш" просим: "Да будет воля Твоя..." Это означает, что воля Божия на земле не совсем (мягко говоря) исполняется и тем более не на всё. Так же мы нигде не видим, этих слов в Св. Писании или Св. Предании, в святоотеческом наследии.
Если бы была на всё воля Божия, то мы что не делая автоматически её исполняли, в таком случае нам не нужны бы были увещания апостолов: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4, 3). «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 17); «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). Как видим волю Божию ещё нужно и познавать, в случае если бы она была на ВСЁ, этого не требовалось бы, и тем более сей, никто бы нас не учил: 27. ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.(Ден.20:27) Но волю Божию нужно знать, что бы её исполнить:36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;(Евр.10:36) В Святом Писании не ассоциируется Воля(желание) Божия с попущением.

По невежеству нашего православного народа, который и полюбил эту фразу «на всё воля Божия», говорю «полюбил», потому что не изобрёл, это изобретение принадлежит Кальвинистам. Но тем не менее, люди, некоторые православные, изобретают дальше, толи по незнанию Писания, толи ещё по каким причинам, они утверждают, мол в Писании написано: «Без воли Бога не упадёт ни один волос с головы человека» Это звучит как бы убедительно, но когда мы открываем Евангелие, то этих слов нигде не находим. Есть текст похожий, но совсем о другом: 29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего;30 у вас же и волосы на голове все сочтены;31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. (Матф.10:29-31) В этих стихах, в синодальном переводе, само слово «воля» вписано для понимания, но его нет там, на самом деле, в оригинале и в других переводах. Мы прекрасно знаем, что без ведома Бога ничего не происходит, но это и не означает, что всё происходит по Его желанию-хотению. Вот как толкует это место православный экзегет св. Феофилакт Болгарский: «Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.» Т.е. тут нет никакого доказательства для любителей фразы «на всё воля Божия» и пожалуй это одно место, на которое они ссылаются в Евангелии.
Хотелось бы сразу сказать, что воля Божия и Его попущение, некоторые известные богословы объединяют в одну фразу «воля Божия» что вводит многих в недоумение. Сами богословы, это понятие разделяют, на благую волю и попущение, но читающий, не имеющий богословского образования, вводиться в заблуждение. Новейшая богословская терминология, на данный момент не в лучшем состоянии, и возникает некая путаница. Так под «ВОЛЕЙ» подразумевается: благая воля и попущение, а иногда и промысл, что по сути нелепость.  Под словом «ВОЛЯ», даже без приставки «благая», всегда подразумевалось «желание, хотение». Смотрим:  VI Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение о двух волях и действованиях во Христе: "Проповедуем также по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественных действия, нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно, и два естественных хотения непротивоположны одно другому, как говорили нечестивые еретики — да не будет. Но Его человеческое хотение не противоречит (буквально не стоит в противоположности), и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению"
Свщ. Писание указывает на две воли и два действования во Христе. Например, Ин. (6, 38): "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца". Какая может быть во Христе воля, отличная от воли Отца? По Божеству у Отца и Сына одна и та же общая воля, следовательно, речь идет о человеческой воле. Мф. (26, 39): "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты". Указание на различие хотения между Отцом и Сыном. По Божеству у Них одно хотение, так как в Троице единая воля, значит, здесь говорится о хотении человеческом. Лк. (22, 42): "Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет".

И вывод: 14. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.(Матф.18:14) и другими словами 11. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам,(Иез.33:11)
и дальше: «Воля Божия есть освящение ваше....» (1 Фес. 4, 3) другими словами, осквернение не есть воля Божия. Весь мир освящается? Нет! Весь мир лежит во зле, по Его воли? Нет! На всё воля Божия? Нет!
Не будем же, произносить слова, которые могут ввести ближних в заблуждение. Ведь легче сказать: «на всё воля Божия», чем размышлять о том, чего от нас действительно хочет Он, а Он желает от нас взаимности.
Почему утверждение «на всё воля Божия» пагубно для души? Именно потому, что, живущий таким сознанием, легко складывает руки там, где они должны быть активны. Ведь легко можно оправдывать свою лень, боязнь, жестокосердие именно этими словами «на всё воля Божия»  Многие грехи, можно оправдать именно этими словами, и вместо покаяния смирится со грехом, что является пагубой для души.  Ведь человек, который во всём видит волю Божию, легко попадает в сеть врага рода человеческого. К примеру, если человек попал в ситуацию не приятную, то он говорит себе «на всё воля Божия» и смиряется, и это выглядит, как бы, верно , но именно в этом и заложена опасная бомба, которая взрывается в тот момент когда этого не ждёшь.  А именно, когда на душу наступают искушения (к примеру, блуд, пьянство и т.д.) то такой человек и в своём грехопадении может видеть «на всё воля Божия»,  придумывая себе оправдания, мол, для того и падения что бы лучше себя увидеть и покаяться. Но такое понимание есть настоящее богохульство, так как Бог не может искушать человека злом:  13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.(Иак.1:13-15) Т.е. с сознанием «на всё воля Божия» в свою похоть, человек впутывает Бога, и как будто и грехопадения так же происходят по Его воле, что и является богохульством.
Также это сознание «на всё воля Божия» противоречит и словам Христа и в других случаях. К примеру, происходит захват храма, или избивают на улице невинного человека, или человек тонет, или нападают на твою родину враги, то можно и в этой ситуации спокойно остаться в стороне, перекрестясь, вздохнув и сказав: «На всё воля Божия», вместо того что бы душу свою положить за други своя: 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.(Иоан.15:13)
Есть и другие случаи, где именно это сознание влияет пагубно. Например, человек задумал доброе дело: 17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.(Иак.4:17) Но при первом препятствии, он складывает руки и говорит « на всё воля Божия» а Христос учит: 7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.(Матф.7:7,8) Ибо всякое препятствие в добром деле, не для того что бы пред ним смирятся, а преодолевать его, тем самим показывая свою ревность в добре, и Бог Сам уберёт все преграды пред неугомонным человеком: 5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.(Лук.11:5-8) Так учит Христос «стучите..» потому как только так можно увидеть силу желания делать добро.( не имеется ввиду мнимое добро)
В заключение хотелось бы сказать, что бы мы все исключили с нашего словесного оборота эту фразу « на всё воля Божия» так как эта фраза вводит в заблуждения людей, делает их ни холодными, ни горячими пред Богом: 15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.(Откр.3:15,16) Именно это теплое (пагубное для души) состояние, порождается таким сознанием. Потому когда, к примеру,  находимся в болезни сами или стоим у болезненного одра ближнего, не утешаем себя и других словами «на всё воля Божия», а благодарим Бога, за  Его любовь к нам, потому как именно данная болезнь, есть Его наказание для исправления, но не это Его желание, Он не имеет желания (воли) наказывать человека, так как и мы, будучи родителями, не по желанию наказываем своих детей, а исключительно по любви к ним, и не желая им причинять боль, однако для исправления вынуждены прибегать к таким мерам. Никто не может сказать о себе, что желает наказывать своих детей, нет такой воли у родителя, это напротив вопреки желанию, но для спасения души ребёнка, мы используем разные средства, в том числе и те, которые нам и самим не нравятся. Потому в болезни, никто не говори «на всё воля Божия» а скорее признавай свои грехи пред Ним и проси прощения слёзно, и Бог простит тебя, и не забывай благодарить Его за наказание, потому что Он это делает по любви к тебе, не думай, что Он желает причинять тебе боль,  Он хочет тебя спасти. 6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.(Евр.12:6) Потому, пусть наше покаяние (изменение себя) будет радостным, мы любимы, осталось только нам полюбить. И все кто не имеет любви, пусть не утешает себя словами «на всё воля Божия» а непрестанно, искренне, неотступно просит её у Бога, и Он как Отец научит любить и даст нам эту любовь. 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.(Матф.7:11)

Сергей Деревянко.

2

Вот прочитал в календаре на Православии.ру "мысли на каждый день". Думаю тоже подходят этой теме:

Святитель Феофан Затворник.
http://s8.uploads.ru/XTi3g.gif
(Мк. 14, 10-42). Св. Петр с каким воодушевлением уверял, что не отвергнется Господа; а когда дошло до дела, отрекся от Него, и еще трижды. Такова немощь наша! Не самонадеянничай же, и, вступая в среду врагов, на Господа возложи все упование преодолеть их. На то и попущено было такое падение и столь высокому лицу, чтоб после того никто уже не дерзал сам собою исправить что доброе или преодолеть какого врага, внутреннего или внешнего. Однако, уповать на Господа уповай, но и своих рук не опускай. Помощь от Господа приходит на наши усилия и, соединяясь с ними, делает их мощными. Не будь этих усилий, не на что низойти помощи Божией, она и не низойдет. Но опять, будь в тебе самонадеянность и, следовательно, отсутствие потребности помощи и искания ее, - она опять не низойдет. Как ей низойти туда, где она считается излишнею?! И принять ее в таком случае не чем. Принимается она сердцем. Сердце же отверзается для приятия чувством потребности. Так то и другое нужно. Боже, помоги! но и сам ты не лежи.

3

А меня вот какой вопрос интересует. Как понять волю Божью в условиях выбора между несколькими вариантами, ни один из которых нельзя назвать явно греховным? Если "и так можно, и так можно, но как лучше - непонятно". Это первый вопрос. И второй вопрос. В этой ситуации можно применить "две стратегии". 1-ая - ориентироваться строго на волю Божью и искать "подсказку", какой вариант, всё-таки, угоднее Богу. Например, поехать к старцу и посоветоваться. В качестве примера: девушка едет к старцу и задаёт вопрос, что, мол, есть Петя, а есть Вася - оба хорошие, ухаживают, понять не могу, кого мне выбрать. Это стратегия поиска "подсказки". 2-ая стратегия - ориентироваться на себя, на "голос сердца". Здесь своя логика: ведь ни один из вариантов не есть грех, посему какой сердцу ближе - такой и выбирай. И не нужно ехать за тридевять земель, навязываться старцу - ответ подскажет сердце. Так вот, какая из этих "стратегий" более правильная?

Почему вопрос вообще интересует. А он жизненный. Часто приходится выбирать. И хочется, чтобы всякое начинание в жизни было согласно с волей Божьей. Чтобы было благословение Божье. Поэтому в условиях выбора, если на одно решение есть воля Божья, а на другое нет, то нужно выбирать первое. А, вот, как понять, на что есть воля Божья? Искать "подсказку" или слушать голос сердца? Ведь ошибиться ой как не хочется, чтобы не пойти путем без благословения Божьего. Что вы думаете?

4

Влад С. написал(а):

А меня вот какой вопрос интересует. Как понять волю Божью в условиях выбора между несколькими вариантами, ни один из которых нельзя назвать явно греховным? Если "и так можно, и так можно, но как лучше - непонятно"...


Помолясь, воспользоваться жребием. Кто-то из святых три дня молился.

5

Влад С. написал(а):

А, вот, как понять, на что есть воля Божья? Искать "подсказку" или слушать голос сердца? Ведь ошибиться ой как не хочется, чтобы не пойти путем без благословения Божьего. Что вы думаете?

Поступайте по совести опираясь на заповеди Божии и хорошо сделаете. Совесть, наш обличитель, а исполнение заповедей, путь к чистоте дел и помыслов. Думаю сим вы от воли Божией не отступите и в чистоте помыслов голос сердца не подведет.

36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38. сия есть первая и наибольшая заповедь;
39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Св. Евангелие от Матфея 22:36-40)

Бог есть любовь. Живя по любви мы поступаем по Божией воле.
(но это мое мнение, могу ошибаться  :) )

6

Влад С. написал(а):

А меня вот какой вопрос интересует. Как понять волю Божью в условиях выбора между несколькими вариантами, ни один из которых нельзя назвать явно греховным? Если "и так можно, и так можно, но как лучше - непонятно". Это первый вопрос. И второй вопрос. В этой ситуации можно применить "две стратегии". 1-ая - ориентироваться строго на волю Божью и искать "подсказку", какой вариант, всё-таки, угоднее Богу. Например, поехать к старцу и посоветоваться. В качестве примера: девушка едет к старцу и задаёт вопрос, что, мол, есть Петя, а есть Вася - оба хорошие, ухаживают, понять не могу, кого мне выбрать. Это стратегия поиска "подсказки". 2-ая стратегия - ориентироваться на себя, на "голос сердца". Здесь своя логика: ведь ни один из вариантов не есть грех, посему какой сердцу ближе - такой и выбирай. И не нужно ехать за тридевять земель, навязываться старцу - ответ подскажет сердце. Так вот, какая из этих "стратегий" более правильная?

Почему вопрос вообще интересует. А он жизненный. Часто приходится выбирать. И хочется, чтобы всякое начинание в жизни было согласно с волей Божьей. Чтобы было благословение Божье. Поэтому в условиях выбора, если на одно решение есть воля Божья, а на другое нет, то нужно выбирать первое. А, вот, как понять, на что есть воля Божья? Искать "подсказку" или слушать голос сердца? Ведь ошибиться ой как не хочется, чтобы не пойти путем без благословения Божьего. Что вы думаете?

Здравствуйте Влад!  Человек сотворён абсолютно свободным, он может выбирать сам что ему лучше и что полезнее, и это как раз не есть грех. Другое дело, что мы не знаем что нам лучше и что полезнее, и это опять-же не является грехом. Понятно что наша свобода может нас погубить, но это касается главных приоритетов жизни. Если стоит выбор верить или не верить Богу, или жить по Его заповедям или игнорировать их, то тут мы должны, обязаны знать Его волю. Но волю ту, которая по отношению ко всему творению, а не к конкретной личности. И тут всё определённо просто. Нам не нужно гадать, а нужно знать Его волю по отношению к человеку (любому) Например, Он хочет спасения всем людям и если человек заботится о своём спасении то этим он угождает Богу, т.е. исполняет Его волю. И если человек живёт жизнью духовной, то он живёт по воле Божией.
Если стоит выбор, какое печенье сьъесть или на ком жениться и т.д. то тут всё в руках человека в его воле, и исследовать что угоднее Богу из второстепенного нет смысла, так как это не является важным для спасения души. Если стоит выбор между Васей и Петей, то можно включить голову, которую также сотворил Бог и как раз для таких ситуаций.
В жизни всё нейтральное, можно сделать угодным Богу. Например едите на маршрутке на работу, само по себе нейтральное дело, но уступите место старшим и поездка такая угодная Богу. А если едите в монастырь в паломническую поездку, дело благое и угодное Ему, и со всеми рассоритесь то такая поездка не есть по Его воле. Т.е. все наши действия которые сближают нас с Богом, есть по Его воле, но не в том смысле что у нас не было выбора, а в том что мы сами выбрали те действия которые угодны и Ему.
Т.е. не нужно гадать, всё в руках наших.

7

Влад С. написал(а):

А меня вот какой вопрос интересует. Как понять волю Божью в условиях выбора между несколькими вариантами, ни один из которых нельзя назвать явно греховным? Если "и так можно, и так можно, но как лучше - непонятно".

“Из хода дел разумевайте волю Божию,” - говорит преп. Варсанофий Великий.

8

Воля Божия в том, чтобы мы были счастливы. Бог для нас – Любящий Отец, а не строгий диктатор, который предлагает нам какой-то узкий диапазон «можно-нельзя».
Вы сильно удивитесь, но, оказывается воля Божия о нас, определяется только произволением нашим. То есть Бог не записывает где-то на небе, что человеку А, нужно стать монахом, а человеку В жениться на С. И если они что-то напутают, то будет им неприятность. Бог, конечно, имеет предведение, и поэтому Он знает наше будущее. Но существует так называемое «условное будущее», то есть разные варианты одного и того же будущего. Например, Давид описал в псалмах судьбу Иуды Искариота. Бог знал эту судьбу еще более точно (простите за глупое выражение).  И что мы видим? Воплощенный Бог накануне избрания Иуды на апостольство проводит целую ночь в молитве об Иуде, да не примет он судьбы своей. (по толкованию ночная молитва накануне избрания была об учениках). Дальше, все моменты, в которых Иуда появляется в поле зрения евангелистов, мы видим борьбу Христа за спасение Иуды. Христос даже напрямую ему говорит. Все это было бесполезно, если бы Иуда не мог бы избрать другой судьбы. Так же и судьба Адама, Пилата, Каиафы. Мы видим, как Бог дает им «профилактику» их грехов. Например, Каиафа: запрет на «таботу» в субботу. Если бы Каифа послушался бы заповеди, тогда он не стал бы созывать синедрион в пасхальную субботу. Евреям сами условия их жизни не давали возможности предать смерти человека, но с усилием искали способа обойти все  божественные и человеческие препятствия. Если бы Каифа был бы привязан к своей судьбе, то Бог бы не метал бы жемчуг перед свиньями. Но в газах Божьих Каифа имел возможность иметь иную судьбу, а не ту которую он САМ СЕБЕ ИЗБРАЛ.
Мы все избираем себе свою судьбу, свой путь. Указатель Божий заключен в заповедях. Потому что заповедь показывает человеку свойства Божии, а человек – образ Божий. А вот меру явления образа Божия в человеке – это дело человеческого труда, и одни приносят во сто крат, другие в шестьдесят, третьи в тридцать.  Здесь человеческий путь «воля Божия о человеке» определяется только одним – произволением. Воля Божия о безбрачии определяется произволением человека.
Поэтому выбор между двумя женихами остается самой невесте. Если она гадает, то значит, она не полюбила еще ни одно из двух. Когда же она полюбит, тогда вопрос стоять не будет.

К старцу нужно ехать для того, чтобы научиться бороться со страстями, если мы начинаем относиться к старцу, как к оракулу, то мы можем оказаться в постыжении, и даже святой Серафим Саровский не ответит. По житиям святых мы часто видим, как святой начинал что-то говорить о женихах или монастырях. Но

Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего.

9


Вы здесь » Покаяние » Богословские вопросы » О воле Божией.