Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Рождество Предтечи лекция и проповедь


Рождество Предтечи лекция и проповедь

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Рождество Предтечи. 7.7.14 Лекция

7 июля по новому стилю, Православная Церковь празднует Великий праздник – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Повествование об этом событии содержится в первой главе Евангелия от Луки.

«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священ-ник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю».

***

Рождество Предтечи является предшественником праздника Рождества Христова, днем, с которого начинается подготовка к Рождеству Христову.

***

Рождество Предтечи является исполнением обетования Божия, данного пророку Даниилу о последних временах. Бог указал точную дату пришествия в мир Спасителя: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан.9:25-27). Седмины Даниила – это промежутки времени по семь лет. Таким образом, Рождество в мир Спасителя было предсказано в 483 год после повеления царя Кира о восстановления Иерусалима.

Этому Рождеству, по Божиему обещанию, должны предшествовать такие чудеса, как «покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк» (Дан.9:24).

Перед пришествием в мир Спасителя преступления Его народа должны были быть покрыты покаянием, грехи должны были быть прекращены, беззакония должны были быть изглаженными, в мире должна была явиться совершенная для ветхого человека праведность, а Откровения Ветхого Завета должны были из тени образов выйти на яркий свет Богоявления.

Сегодня мы празднуем рождение того, с чьим именем соединились эти обетования.

Рождество Предтечи имело такую силу, что Бог-Яхве через пророка Малахию говорит о Себе и о Предтече: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3:1). Иоанн идет как Ангел, как посланник Божий. Он идет исполнить слово Божие: «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:6).

***

Несправедливо поступают те, кто связывают этот праздник с языческими обрядами.

Языческий праздник Ивана Купала совершается в день летнего солнцестояния.

Имя «Купала» не имеет отношения к слову «Креститель». «Купала» - слово славянское, и оно однокоренное к слову «купа», «сводить в купу». Купала – это мифическое существо, которое сводит «до купы» жениха и невесту. Купала – это главный участник брачных ритуалов славян-язычников. Что собой представлял языческий брак, совершенный в огне костра, во времена прежде Крещения Руси, мы можем только гадать. Но современный ритуал, вызывает большие опасения. Не говоря уже о том, что из этого ритуала часто складываются грехи блудные.

***

Почему Рождество Предтечи связывают с праздником Ивана Купалы?

По церковному преданию Первое Пришествие Христово длилось полное число лет. Другими словами, Христос умер в тот же день, когда и воплотился. День смерти Христа с некоторым приближением известен: это Пятница, накануне еврейской Пасхи, которая праздновалась в 14-й день месяца Авива. У евреев календарь был лунный, у римлян – солнечный. Мы пользуемся календарем римским или юлианским, который также называется «старым стилем». Месяц Авив соответствует приблизительно марту. Он начинался после весеннего равноденствия. Новолуние месяца Аввив – это первое его число. Полнолуние этого месяца – 14 нисана или 14 авива – день смерти Христа. В IV веке – этот день из лунного календаря перешел в солнечный, юлианский, и был определен как 25 марта. В этот день Церковь постановила праздновать Благовещение Богородицы.

25 марта, с разницей в 34 года, совершилось Благовещение Богородицы и смерть Христа на Кресте.

Рождество Христово, соответственно, отстоит от Благовещения на девять месяцев. То есть выпадает на 25 декабря по юлианскому календарю. Рождество Предтечи предшествует Рождеству Христову на 6-ть месяцев, то есть приходится на 25 июня по юлианскому календарю.

***

То, что существует астрономический ориентир, связано не с привязкой к язычеству, а с тем, что еще при сотворении мира сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. То есть для ориентиров времени Господь установил ориентиры астрономические.

Звезды и планеты над нашей головой – это большие часы и календарь. Они показывали людям дату Пасхи.

В Евангелии – астрономические ориентиры указали день воплощения Слова, самое важное событие истории сотворенного мира.

Связь с астрономическими ориентирами имеет элемент условности. Для нас важно обратить на это внимание, чтобы указать – языческого в этом празднике не более, чем установление Пасхи в связи с движениями луны и весенним равноденствием в Ветхом Завете.

Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Рождества Христова. Из этого складывается дата 25 июня. Сегодня 25 июня по юлианскому календарю или 7 июля по григорианскому. Летнее солнцестояние в наше время происходит 22-го июня. Именно тогда язычники всего мира празднуют свои торжества. Сейчас языческие ритуалы привязываются к христианскому празднику, с одной стороны, ради кощунства, а с другой, иначе бы люди даже не знали о них, то есть ради собственной рекламы.

***

В Рождестве Предтечи присутствует весьма важное указание – момент рождения человека.

Гавриил предсказал, что узы языка Захарии разрешатся в день, когда у него родится сын. Узы языка разрешились не в день, когда Иоанн покинул утробу Елисаветы, а в день обрезания. Обрезание – прообраз крещения, следовательно, день крещения – можно полноправно называть днем рождения.

***

В день Рождества Предтечи читается апостольское поучение следующего содержания: «[поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 13:11-14; 14:1-4). В этих словах апостол Павел указывает на духовное содержание нынешнего праздника – духовную подготовку встречи с Богом.

Рождество честного славного Пророка,

Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

07.07.2014

Сегодня Православная Церковь празднует Великий праздник – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Мы называем Крестителя Господня Иоанна – Предтечей, потому что он предтек, то есть шел впереди, Господа нашего Иисуса Христа. Он прежде Него родился, прежде Него вышел на проповедь, прежде Него умер и прежде Него сошел в ад, для того, чтобы проповедовать душам праведников, находящимся в темнице преисподней.

Он тот, о котором говорит пророк Малахия: Сказал Господь: вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною.

Иоанн Предтеча всегда и в Рождестве, и в проповеди, и смерти шел перед Господом, чтобы, по слову пророка, обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Господь, придя, не поразил земли проклятием.

Проповедь Предтечи обращала людей к праведности, а праведность, то есть жизнь по воле Божией, – это самая лучшая подготовка, к встрече Христа, потому что только чистые сердцем Бога узрят.

Все Евангелие наполнено примерами того, что только праведность может увидеть Христа. Например, капернаумский сотник, который любил бедных из угнетенного римлянами народа, и который даже больных своих рабов не оставлял без своего попечения, увидел Христа милостивым сердцем. Также один из десяти прокаженных, имеющий глубокую благодарность к Сыну Человеческому, исцелившему его, – увидел Сына Божия своим благодарным умом. Другой пример, благоразумный разбойник, увидевший Христа своим покаянием и смирением. Особенный пример зрения Бога - Божия Матерь, Которая есть высота новозаветной и ветхозаветной праведности. Люди же, сердца которых из-за множества беззаконий оставались подобными камню, описаны в Писании пророком Исаией: они слухом слышат - и не уразумевают, и очами смотрят - и не видят.

Сегодня Иоанн Предтеча приходит обратить человеческие души к образу мысли праведников для того, чтобы приготовить их к пришествию Христову.

Даже после проповеди Предтечи многие видели Христа только телесными глазами, а сердцами и умом своими они Христа не видели. Человек, который живет в страстях, не способен увидеть Христа, даже если Христос стоит рядом с ним так близко, что Его можно потрогать рукой, как мы видим на примере фарисеев. Кого они ожидали встретить? Они ожидали увидеть великого Царя-воина, побеждающего грешников и злодеев своим мечом. Они ожидали увидеть Царя-благодетеля, который всех больных вылечит, а голодных накормит. Они ожидали чудотворца и целителя, а пришел Спаситель, взявший на Себя Крест, для того, чтобы спасти всех людей от грехов их.

Только те люди, сердца которых были очищены праведностью, смогли увидеть Христово Пришествие так, чтобы принять из него спасение.

Сегодняшний праздник настолько важен для нас, что о Рождестве Предтечи и его проповеди вспоминают во время каждой литургии. Это воспоминание происходит тогда, когда выносится свеча перед Евангелием в то время, когда совершается Малый Вход с Евангелием. Эта свеча, которую несут перед Евангелием, возвращает нас к тому событию, которое мы сегодня празднуем.

Сегодняшний день также является предтечей, предтечей дня Рождества Христова. Ровно шесть месяцев после сегодняшнего дня мы соберемся в этот храм снова, чтобы праздновать Рождество, но на этот раз – Христово, то есть Первое пришествие в мир Бога Слова.

Для того, чтобы встретить Рождество Христово с живой душой и зрячими глазами, за полгода до него Церковь и предлагает для нас сегодняшний праздник.

Если пришествие в мир Спасителя – это солнечный день, в который освещается все, к чему прикасаются лучи небесного светила, то Рождество Предтечи – это зарница перед восходом солнца, когда уже многое видно, и ночные страхи отступают прочь. Уже можно даже начинать свою работу, чтобы солнце не застало нас в нерадении, и мы могли не терять ни одной минуты дня.

Давайте посмотрим на то, как Церковь предлагает нам готовиться к Рождеству Христову. Ведь в умах обывателей часто эта подготовка к церковным праздникам сводится только к уборке квартиры и наполнению холодильника. Неверующие люди вообще готовятся к Рождеству только тем, что планируют шумные развлечения, которые очень далеко отстоят от христианских обычаев

Может показаться, что Рождество Христово не скоро, и полгода – это большой срок. Но, точно так же, как между рассветом и восходом солнца проходит мгновение, так и эти полгода пролетят очень быстро. Если мы не приложим усердия к этой подготовке уже сегодня, то мы можем оказаться перед лицом рожденного Христа, как жители Вифлеема: с глазами, ослепленными греховным сном, и дверями души, закрытыми от Неведомого для нас Странника. Тогда и о нас Предтеча Иоанн произнесет укоризну: стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете.

С какой праведностью нам должно встречать Христа? К какой праведности призывает нас рожденный сегодня Предтеча?

В сегодняшний день по уставу читается конец 13 главы послания к Римлянам, чтобы из уст самого апостола Павла нам услышать об этом предмете: «наступил уже час пробудиться нам от сна греховного. Потому что ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Духовная ночь прошла, а день приблизился».

Павел говорит: «Как днем, будем вести себя благочинно», то есть, исполняя то наше служение, к которому Господь нас призвал. Если Господь дал нам здоровье тела, то давайте тратить наши силы не на суету и развлечение, а на телесный труд ради наших семей, ради наших ближних и нашего Отечества. Если Господь дал нам материальный достаток, то давайте поддержим материально наших родственников, соседей, друзей, и тех, в ком заметим нужду.

Это «благоприличное поведение» предусматривает внешнее церковное благочестие, то есть исполнение церковной дисциплины и правил.

Это благоприличное поведение предусматривает усердное исполнение наших гражданских обязанностей. Апостол Петр говорит: «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Господь каждого из нас поставил в те условия, в которых нам по силам совершать свое спасение. Одни из нас врачи, другие учителя. Одни имеют большие семьи, другие бездетны или безбрачные. Одни здоровы, другие больны. Все это - дары Божии, которые мы получаем от Бога, и которыми мы можем служить нашему ближнему. В лице нашего ближнего мы служим Самому Христу. Наш больной ближний – Сам Христос. Здоровье – это средство подобного богослужения.

Знания, опыт, положение в обществе – все это орудия, которыми мы благочинно служим нашему ближнему.

Что еще звучит в поучении нынешнего дня?

Павел говорит: «Как днем, будем вести себя, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству». Из этих слов видно, что языческие бесчинства, которые относятся в народных традициях к нынешнему дню с кострами, пьянками и развратом, вышли не из христианства. Наоборот, нам надо позаботиться о нашем теле, врачуя его воздержанием в пище, лишая его того, что повреждает трезвение души, в первую очередь - алкоголя, храня телесное целомудрие. Не случайно день Рождества величайшего постника приходится на Петровский пост, который сейчас продолжается.

Но пост и внешнее целомудрие доступно и фарисеям. Более сложное средство очищения нас перед пришествием Христовым по слову Павла это - уклонение от ссор и зависти, сварливости, гневливости, всякого немирного духа. Человек, страдающий сварливостью, весь, как бутылка, заполнен духом, чуждым благодати Христовой. Для него встреча со Христом не будет радостна, если только ко Христу он стремится не как больной и прокаженный стремится к всесильному врачу.

Но последнее средство, о котором говорит нам сегодня Павел, самое сильное, и возможно только в православной церкви - облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Все прежние средства относились в основном к телу и психологической жизни, но последнее средство относится к самой сердцевине нашей души. Это средство подготовки - стяжание праведности. Оно означает духовную брань, противление страстям и похотям, все аскетическое учение о молитве, смирении, кротости и любви.

Сегодняшний день – Рождество Предтечи. Сам Предтеча называет себя – секирой. Эта секира во время его проповеди нещадно разила человеческие пороки, фарисеев, книжников, лицемеров, распутников, человекохищников, лжецов. Но, давайте не забывать, что эта секира до сих пор острая. Это нужно помнить нам потому, что современный человек очень склонен развивать в себе духовную жизнь именно в фарисейском духе. Поэтому нужно осознать, что проповедь Предтечи адресована к нам так же, как и к тем людям, которые окружали его двадцать веков назад.

Нам также должно обратить наши сердца к отцам. К таким отцам, как Игнатий Брянчинов, Феофан Затворник, Иоанн Златоуст, Никон Воробьев, Оптинцы и другие. Нам нужно научиться их духовному настроению и их нравственности.

Этим самым мы приготовим себя к Пришествию Христову так же, как могли приготовиться израильтяне того, евангельского, времени. Нам предстоит поучаствовать в грядущем Пришествии Христовом. Я не буду сейчас говорить о конце истории мира, и Славном Втором Пришествии. Я сегодня скажу о другом пришествии – о Святом Причастии. Ведь оно вполне реально. В нем и таинственность Первого пришествия, и слава Второго. Но, не подготовившись духом, мы в причастии можем не увидеть Христа. От этого многие из нас причащаются очень редко, другие причащаются небрежно, третьи ведут себя беспечно уже после самого причастия.

Но если мы проявим усердие в духовном труде, тогда это Христово пришествие Таинства Причастия утешит и ободрит нас. Тогда исполнятся и на нас слова апостола Петра: «Если это в нас есть и умножается, то мы не останемся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа, Предтеча Которого ныне идет в мир, чтобы подготовить нас к принятию Христа (2Пет.1:8). Аминь

2

С праздником! Спасибо о.Алексей за разъяснение.

3

Рождество Предтечи

4

Рождество честного славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
07.07.2014

Сегодня Православная Церковь празднует Великий праздник – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Мы называем Крестителя Господня Иоанна – Предтечей, потому что он предтек, то есть шел впереди, Господа нашего Иисуса Христа. Он прежде Него родился, прежде Него вышел на проповедь, прежде Него умер и прежде Него сошел в ад, для того, чтобы проповедовать душам праведников, находящимся в темнице преисподней.
Он тот, о котором говорит пророк Малахия: Сказал Господь: вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною.
Иоанн Предтеча всегда и в Рождестве, и в проповеди, и смерти шел перед Господом, чтобы, по слову пророка, обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Господь, придя, не поразил земли проклятием.
Проповедь Предтечи обращала людей к праведности, а праведность, то есть жизнь по воле Божией, – это самая лучшая подготовка, к встрече Христа, потому что только чистые сердцем Бога узрят.
Все Евангелие наполнено примерами того, что только праведность может увидеть Христа. Например, капернаумский сотник, который любил бедных из угнетенного римлянами народа, и который даже больных своих рабов не оставлял без своего попечения, увидел Христа милостивым сердцем. Также один из десяти прокаженных, имеющий глубокую благодарность к Сыну Человеческому, исцелившему его,  – увидел Сына Божия своим благодарным умом. Другой пример,  благоразумный разбойник, увидевший Христа своим покаянием и смирением. Особенный пример зрения Бога - Божия Матерь, Которая есть высота новозаветной и ветхозаветной праведности. Люди же, сердца которых из-за множества беззаконий оставались подобными камню,  описаны в Писании пророком Исаией: они слухом слышат - и не уразумевают, и очами смотрят - и не видят.
Сегодня Иоанн Предтеча приходит обратить человеческие души к образу мысли праведников для того, чтобы приготовить их к  пришествию Христову.
Даже после проповеди Предтечи многие видели Христа только  телесными глазами, а сердцами и умом своими они Христа не видели. Человек, который живет в страстях, не способен увидеть Христа, даже если Христос стоит рядом с ним так близко, что Его можно потрогать рукой, как мы видим на примере фарисеев. Кого они ожидали встретить? Они ожидали увидеть великого Царя-воина, побеждающего грешников и злодеев своим мечом. Они ожидали увидеть Царя-благодетеля, который всех больных вылечит, а голодных накормит. Они ожидали чудотворца и целителя, а пришел Спаситель, взявший на Себя Крест, для того, чтобы спасти всех людей от грехов их.
Только те люди, сердца которых были очищены праведностью, смогли увидеть Христово  Пришествие так, чтобы принять из него спасение.
Сегодняшний праздник настолько важен для нас, что о Рождестве Предтечи и его проповеди вспоминают во время каждой литургии. Это воспоминание происходит тогда, когда выносится свеча перед Евангелием в то время, когда совершается Малый Вход с Евангелием. Эта свеча, которую несут перед Евангелием, возвращает нас к тому событию, которое мы сегодня празднуем.

Сегодняшний день также является предтечей, предтечей дня Рождества Христова. Ровно шесть месяцев после сегодняшнего дня мы соберемся в этот храм снова, чтобы праздновать Рождество, но на этот раз – Христово, то есть Первое пришествие в мир Бога Слова.
Для того, чтобы встретить Рождество Христово с живой душой и зрячими глазами, за полгода до него Церковь и предлагает для нас сегодняшний праздник.
Если пришествие в мир Спасителя – это солнечный день, в который освещается все, к чему прикасаются лучи небесного светила, то Рождество Предтечи – это зарница перед восходом солнца, когда уже многое видно, и ночные страхи отступают прочь. Уже можно даже начинать свою работу, чтобы солнце не застало нас в нерадении, и мы могли не терять ни одной минуты дня.
Давайте посмотрим на то, как Церковь предлагает нам готовиться к Рождеству Христову. Ведь в  умах обывателей часто эта подготовка к церковным праздникам сводится только к уборке квартиры и наполнению холодильника. Неверующие люди вообще готовятся к Рождеству только тем, что планируют шумные развлечения, которые очень далеко отстоят от христианских обычаев
Может показаться, что Рождество Христово  не скоро, и полгода – это большой срок. Но, точно так же, как между рассветом и восходом солнца проходит мгновение, так и эти полгода пролетят очень быстро. Если мы не приложим усердия к этой подготовке уже сегодня, то мы можем оказаться перед лицом рожденного Христа, как жители Вифлеема: с глазами, ослепленными греховным сном, и дверями души, закрытыми от Неведомого для нас Странника. Тогда и о нас Предтеча Иоанн произнесет укоризну: стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете.

С какой праведностью нам должно встречать Христа? К какой праведности призывает нас рожденный сегодня Предтеча?
В сегодняшний день по уставу читается конец 13 главы послания к Римлянам, чтобы из уст самого апостола Павла нам услышать об этом предмете: «наступил уже час пробудиться нам от сна греховного. Потому что ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Духовная ночь прошла, а день приблизился».
Павел говорит: «Как днем, будем вести себя благочинно», то есть, исполняя то наше служение, к которому Господь нас призвал. Если Господь дал нам здоровье тела, то давайте тратить наши силы не на суету и развлечение, а на телесный труд ради наших семей, ради наших ближних и нашего Отечества. Если Господь дал нам материальный достаток, то давайте поддержим материально наших родственников, соседей, друзей, и тех, в ком заметим нужду.
Это «благоприличное поведение» предусматривает внешнее церковное благочестие, то есть исполнение церковной дисциплины и правил.
Это благоприличное поведение предусматривает усердное исполнение наших гражданских обязанностей. Апостол Петр говорит: «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Господь каждого из нас поставил в те условия, в которых нам по силам совершать свое спасение. Одни из нас врачи, другие учителя. Одни имеют большие семьи, другие бездетны или безбрачные. Одни здоровы, другие больны. Все это - дары Божии, которые мы получаем от Бога, и которыми мы можем служить нашему ближнему. В лице нашего ближнего мы служим Самому  Христу. Наш больной ближний – Сам Христос. Здоровье – это средство подобного богослужения.
Знания, опыт, положение в обществе – все это орудия, которыми мы благочинно служим нашему ближнему.
Что еще звучит в поучении нынешнего дня?
Павел говорит: «Как днем, будем вести себя, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству». Из этих слов видно, что языческие бесчинства, которые относятся в народных традициях к нынешнему дню с кострами, пьянками и развратом, вышли не из христианства. Наоборот, нам надо позаботиться о нашем теле, врачуя его воздержанием в пище,  лишая его того, что повреждает трезвение души, в первую очередь - алкоголя, храня телесное целомудрие. Не случайно день Рождества величайшего постника приходится на Петровский пост, который сейчас продолжается.
Но пост и внешнее целомудрие доступно и фарисеям. Более сложное средство очищения нас перед пришествием Христовым по слову Павла  это  - уклонение от ссор и зависти, сварливости, гневливости, всякого немирного духа. Человек, страдающий сварливостью, весь, как бутылка, заполнен духом, чуждым благодати Христовой. Для него встреча со Христом не будет радостна, если только ко Христу он стремится не как больной и прокаженный стремится к всесильному врачу.
Но последнее средство, о котором говорит нам сегодня Павел, самое сильное, и возможно только в православной церкви - облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Все прежние средства относились в основном к телу и психологической жизни, но последнее средство относится к самой сердцевине нашей души. Это средство подготовки  - стяжание праведности. Оно означает духовную брань, противление страстям и похотям, все аскетическое учение о молитве, смирении, кротости и любви.

Сегодняшний день – Рождество Предтечи. Сам Предтеча называет себя  – секирой. Эта секира во время его проповеди нещадно разила человеческие пороки, фарисеев, книжников, лицемеров, распутников, человекохищников, лжецов. Но, давайте не забывать, что эта секира до сих пор острая. Это нужно помнить нам потому, что современный человек очень склонен развивать в себе духовную жизнь именно  в фарисейском  духе. Поэтому нужно осознать, что проповедь Предтечи адресована к нам так же, как и к тем людям, которые окружали его двадцать веков назад.
Нам также должно обратить наши сердца к отцам. К таким отцам, как Игнатий Брянчинов, Феофан Затворник, Иоанн Златоуст, Никон Воробьев, Оптинцы и другие. Нам нужно научиться их духовному настроению и их нравственности.
Этим самым мы приготовим себя к Пришествию Христову так же, как могли приготовиться израильтяне того, евангельского, времени. Нам предстоит поучаствовать в грядущем Пришествии Христовом. Я не буду сейчас говорить о конце истории мира, и Славном Втором Пришествии. Я сегодня скажу о другом пришествии – о Святом Причастии. Ведь оно вполне реально. В нем и таинственность Первого пришествия, и слава Второго. Но, не подготовившись духом, мы в причастии можем не увидеть Христа. От этого многие из нас причащаются очень редко, другие причащаются небрежно, третьи ведут себя беспечно уже после самого причастия.
Но если мы проявим усердие в духовном труде, тогда это Христово пришествие Таинства Причастия утешит и ободрит нас. Тогда исполнятся и на нас слова апостола Петра: «Если это в нас есть и умножается, то мы не останемся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа, Предтеча Которого ныне идет в мир, чтобы подготовить нас к принятию Христа (2Пет.1:8). Аминь


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Рождество Предтечи лекция и проповедь