Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Первоверховных апостолов Петра и Павла


Первоверховных апостолов Петра и Павла

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Славных и всехвальных
первоверховных апостолов
Петра и Павла.
Лекция. 12.07.14
Сегодня, 12 июля по новому или 29 июля по старому стилю, Православная Церковь празднует Великий праздник Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

***
Петр, до призвания Господом Иисусом Христом, носил имя Симон. Он – сын иудея Ионы из колена Симеонова, происходил из маленького галилейского города Вифсаиды. Он был женат на сестре апостола Варнавы и имел двух детей. Он был братом апостола Андрея. От своего брата Симон услышал о пришествии Мессии. Когда же Симон лично увиделся со Христом, тогда он услышал из уст Иисуса Христа слова: «ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Иоан.1:42). Окончательно Петр становится апостолом тогда, когда Господь после заточения Иоанна Предтечи в темницу, вышел на Свою проповедь.
Апостол Петр был среди апостолов не только самым старшим по возрасту, но, благодаря своей чистой детской вере, очень скоро стал одним из первых Христовых учеников.   

***
Однажды в Кесарии Филипповой Господь задал вопрос Своим ученикам: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Матф.16:13). Тогда апостол Петр ответил от лица всех учеников: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Матф.16:16). Тогда же Господь ответил Петру, прославив Его: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф.16:17-19).
Нам, православным, необходимо правильно понимать эту славу Петра. Здесь Господь называет Петра блаженным, то есть участником евангельского счастья, потому что плоть и кровь, то есть страсти и похоти, в Петре, как темные тучи, расходятся, оставляя пространство для солнечного света, в котором сияет Бог. Господь предсказывает церковное достоинство апостола, которое впоследствии в равной степени Дух Святой даст каждому из Своих апостолов. Здесь Господь прославляет веру Петра. Но мы должны ясно понимать, что человек с именем «Петр» (по-латински – «камень») – это не тот Камень, на Котором основана Церковь.
На каком же камне стоит церковь?
Господь, услышав ответ Петра о его вере во Христа, говорит: «на Этом Христе, Сыне Бога Живаго», на Этом (Сем) Камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Так это истолковывает сам Петр. Он пишет: «сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1Пет.2:6); и в другом месте: Христос «для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна» (1Пет.2:7). С этим толкованием согласен и Павел, говоря: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши … все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор.10:1-6). Поэтому несправедливо и не по Писанию поступают католики, говоря, что Петр – это камень, на котором Бог основал Свою Церковь. Имя камень-Петр и Христов Камень похожи так же, как и имена «христианин» и Христос. Мы же имеем единственную основу, на которую можем опереться – Бога. Он, как говорит пророк, скала Израилева.


***
Апостол Петр все три с половиной года был учеником Христовым. Мы видим его ходящим по воде Тивериадского озера, на Фаворе,  на Тайной вечере, в Гефсиманском саду.
Для нас примечательно событие Великого Четверга, когда Симон-Петр трижды с клятвой отрекся от Христа. Начало этого отречения лежит в особом духовном состоянии всякого человека. Еще несколько месяцев до этого Христос предсказал апостолам Свои страдания. Тогда «отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Матф.16:22). Петр этим показал, что еще не понял то, зачем пришел Христос. Симон тогда еще не окончательно преодолел в своей душе закваску иудейскую.

В чем эта закваска заключалась?
Ветхий завет был очень скорбным временем. С момента грехопадения Адама над всеми людьми господствовала смерть. Даже такие люди как пророки и праведники, умерев, сходили в преисподнюю – «шеол», место смертного мрака, тем более это происходило со всеми остальными. Поэтому единственным временем радости для человека Ветхого завета было время земной жизни и время после пришествия обетованного Мессии. Поэтому в Ветхом завете Бог подавал праведникам утешения на земле. Это земное благоденствие называется еврейским словом «Шалом». Оно переводится как «мир». Оно означает: благополучие, здоровье, долголетие, семейное счастье, уважение окружающих, дружба с ближними. Этот Шалом был пределом желания ветхозаветного человека. Иудеи ожидали, что Мессия придет на землю дать Шалом их земле. Но Христос говорит о Себе так: «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матф.10:34). Этот меч заключается в борьбе со злом, которое находится в природе человека. Даже о Сыне Человеческом говорится: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8,9). Это делает для человека жизненно важными скорби. Скорби – это путь человеческого совершенства. Говорит об этом апостол Иаков: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (то есть страдания), зная, что испытание вашей веры (то есть откровение ее для самого человека) производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, (то есть терпение, когда оно наполовину,  не имеет никакой цены), чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2-4). Поэтому путь к Пасхе ведет сквозь Голгофу. Не понимал этого Симон-Петр, поэтому и услышал: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф.16:23). Как прежде Господь называет «петром-камнем» веру Симона, так теперь Господь обнаруживает людям того, кто пригвождает человеческий дух к праху земному (к иудейскому Шалому) – сатану.

***
Симон-Петр опять не понял то, о чем говорил Господь. Несмотря на то, что Господь прямо указал на сатану, который действовал в петровой душе, Симон был уверен в своей непорочности в духовной жизни. Это состояние называется самообольщением. Господь с любовью врачует это, сказав на Тайной Вечери о том, что вера Симона еще слаба и недостаточна: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Матф.26:34). Симон-Петр тут же стал подобно нам обижаться: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Матф.26:35).
Так поступаем и мы, когда говорим себе: «я имею веру». И только пришедшие в нашу жизнь скорби обнажают в нас наше маловерие, которое хуже неверия. При первом соблазне перед лицом рабыни Симон трижды отрекается от Христа. При этом он отрекается с клятвой, то есть клянется, чего никто от него не требовал.

***
В этих двух случаях апостол Петр очень похож на нас. Мы также не ведаем мира Христова, и ищем только Шалома, то есть благ мира сего, Мы так же, как и Петр, обольщаемся о своей вере и прочих своих добродетелях – молитве, хождении в храм, посте. Мы так же, как и Петр, впадаем в печаль тогда, когда Господь отнимает у нашего обольщения, покров демонской лжи. Но на этом наша похожесть заканчивается. Но здесь  и начинается Петрова слава.
Великая печаль и отчаяние Петра после отречения не становится воротами в душу для демонов. Златоуст говорит, не сами бедствия, например, падения, дают вход демонам в нашу душу, но наше отчаяние. Петр был похож на человека, которого трижды смертельно ранили. Но он и тогда не оставил поля боя. И тогда, когда демоны разжигали в нем страшную печаль о разлуке с Господом, и отчаяние о своем отречении, и тогда Петр не оставил своей духовной семьи. Он прошел, хотя и издали за Христом, по всем ступеням последних минут Своего Учителя. Симон-Петр не отошел от учеников, их собрания, тогда, когда слова Христовы называли это собрание: «ученики и Петр» (Мар.16:7), показывая, что Симон стал отчужденным от собрания учеников. Кто из нас вытерпел бы такое? Стоит священнику недостаточно ласково поговорить с человеком, и он уже клянется, что ноги его не будет в этом храме! Кроме того, анализ тех случаев, когда люди престают ходить в храм, показывает, что в 99% случаев происходит это по единому сценарию: человек допускает себе согрешить, и, когда начинается в разной форме отчаяние и печаль об этом, отрывается от Церкви – перестает причащаться, исповедоваться, ходить на службу, читать молитвы, поститься. Петр был не такой! Его собственные глаза и слово Божие показывали – он ветвь, оторванная от дерева Церкви. Однако он, будучи отчужденным от Церкви как мертвый, оставался вместе с Церковью, а не так как Иуда.
Это и привело его на море Тивериадское, где он услышал из уст Христовых прощение и возвращение в число учеников. Удивительным является это прощение!

***
На море Тивериадском мы впервые видим такое явление, как епитимия, то есть духовное лекарство, которое иногда некоторыми расценивается как наказание: «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих» (Иоан.21:15). Удивительное дело, Христос повелевает принести плоды покаяния, и эти плоды – не хождение в далекий монастырь пешком, не тысяча поклонов, не сорок акафистов  или покаянных канонов – но любовь к агнцам Христовым, то есть людям,  и делом этой любви Господь избирает труды пастырьства.

***
В наше время газеты и телевидение привыкли хулить архипастырей православных за дорогие часы и автомобили, и за многое другое. Но никто из этих хулителей даже не догадывается, насколько тяжек труд пастырьства. Далее приведены слова апостола Павла о себе, но они так же справедливы и в отношении Петра: «Кроме посторонних [приключений] (то есть притеснений от язычников и иудеев), у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.11:28,29).

***
Пастырь лишается покоя навсегда. Его труды невидимы. Они переполнены болью.  Малый комфорт, которым злоупотребляют, со слов хулителей, пастыри не способны восполнить скорбей пастырьства. 
Петр описывает свои пастырьские чувства в наставлении: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1Пет.5:1-3). Здесь Петр говорит о своем внутреннем опыте.
Пастырьство – тяжелейшее служение любви ближнему. Эта любовь описывается словами Павла: «мы ежечасно подвергаемся бедствиям… Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (1Кор.15:30,31). Огонь этой пастырьской любви жжет пастыря изнутри. И самое печальное, о чем говорит Златоуст, пастырьская любовь чаще всего ударяется о глухую стену злобы тех, на кого направлена, что умножает страдание. Вот отчего апостол Павел и Иоанн Богослов постоянно пишут о неприязни к ним, апостолам, со стороны недостойных христиан. 

***
Если уж Господь не призвал нас всех к пастырьству, то нам  остаются доступными прочие способы явления нашей любви нашим ближним. Нам нужно учиться у Петра класть на свои греховные язвы это лекарство, а не какие-то формальные правила, которые нас не лечат.

***
После восстановления Петра в числе апостолов начинается славнейшее для него время: сошествие Святого Духа, проповедь в Иерусалиме, в Иудее, Сирии, Каппадокии, Лидии, Галатии, Понтии, Пафлагонии, и других местах Малой Азии, и, наконец, в   Риме. Но наибольшую свою славу Петр видел, как он пересказывает это в виде заповеди, так: «как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1Пет.4:1-19).

***
Вся жизнь Петра была наполнена покаянием. Всегда в полночь и при пении петухов он омывал свое лицо слезами, так что кожа вокруг его глаз имела глубокие борозды от слез, так всегда Петр вспоминал свое отречение.
Все писания Петра наполнены глубоким смирением и тишиной. История не только гражданская и Церковная, но даже и Священная, не знает подобных кристально чистых душ, так очищенных  покаянием и слезами, как это было в Петре. Даже в день своей смерти Петр не пожелал быть распятым так же, как был распят Христос, поэтому его распяли вверх ногами. Так Петр воспринял мученичество как награду.
Апостол Марк, написавший Евангелие, писал много со слов Петра.

***
История Павла также весьма поучительна для нас. Он единственный из апостолов Христовых, кто получил многостороннее светское и религиозное образование. Он был «фарисей, сын фарисея» (Деян.23:6), «иудеянин … воспитанный … при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге» (Деян.22:3). Впервые мы видим его в Библии тогда, когда он, еще юноша, одобряет убийство первомученика Стефана. В дальнейшем Савл, будущий Павел, показал огромную ревность в борьбе с Церковью.
Он отправился в Дамаск, чтобы мучить всех христиан. Здесь происходит удивительное чудо! Мы видим исполнение слов Христовых: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3:20,21). Очень печально наблюдать, как христиане уничижают людей-грешников, их мерзкие и нечистые дела. Мы, по своей слабости в христианстве, презираем таких людей. Но Бог – не человек. Одного из таких, как бы сейчас сказали, масонов и антихристов, Господь избирает себе в ученика. Этим самым мы узнаем, что ко всякому человеку Господь стучит в сердце. Пока человек жив, для него есть надежда спасения. В любом грехе. Даже если  люди грешили как Гитлер и Иуда, то и в их сердца стучал Бог. То, что они, по-видимому, не услышали этого стука, вина не Божья. Итак, Савл услышал призыв Божий.

***
Для нас примечателен этот призыв. Здесь Господь говорит, что Павел гонит не людей, а Самого Христа. Люди,  Церковь – это члены Христовы. Всякий кто хулит и гонит Церковь, ее членов, гонит Самого Христа. Хорошо было бы, чтобы это помнили наши политики и журналисты. Потому что в наше время стало модным хулить Церковь.

***
После своего обращения Павел учился Христианству. Хотя его и наставлял апостол Анания, но главным учителем Павла стал Сам Христос. Здесь мы видим подлинный опыт учебы христианству – очищение души от греха и чистота сердца, которая зрит Бога. У кого сердце чище, тот и видит Бога лучше, и учится от Него Евангелию, а не тот, кто много читает.

***
Одна из важнейших особенностей Павла та, что он до конца своей жизни ощущал себя самым худшим из грешников. Его имя -  Павел, которое он сам на себя принял, означает «наименьший».
Павел принимает на себя помыслы благоразумного разбойника, который видит себя худшим в мире. Слова Павла об этом: «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»  (1Тим.1:15). Эти слова в пересказе Златоуста мы читаем перед каждым причастием. Жаль, что мы делаем это одними устами, не углубляясь в них сердцем, а ведь это чувство – условие причащения. Мы даже причащаться приходим с чувством самодовольства, что мы все вычитали и исполнили должное время поста.
***
Павел совершил четыре апостольских путешествий. Он проповедовал в Малой Азии, Греции и Италии, на островах Кипр и Мальта. Некоторые историки считают, что Павел так же совершил путешествие в Испанию. О трудах в этих путешествиях он пишет: «Я … [был] в трудах, безмерно в ранах, … в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:23-27). При этом эти слова Павел произносит еще в середине своих трудов.

***
Одно их Евангелий написано учеником и сотрудником Павла – евангелистом Лукой.
Павел написал 14 посланий – наибольшее число книг Нового Завета.
К содержанию Павловых посланий относятся такие вопросы как: учение о стяжании Святого Духа, об умном делании, об Иисусовой молитве, о церковном благочестии, борьбе со страстями, невидимой брани, жизни после смерти, учение о скорбях.
Но, конечно, главный предмет  - наше спасение, то есть Евангелие Христово, Сам Христос и благодать Святого Духа.

***
Апостол Павел был усечен, как римский гражданин, мечем в Риме.

***
Святые апостолы Петр и Павел – это учителя всех христиан. Сегодняшний праздник бОльший, чем праздники святых Пантелеимона и Николая. Потому что сегодня день праздника тех, кто научил Пантелеимона исцелять людей, а Николая совершать чудеса и подавать милостыню.

***
Святые апостолы своею проповедью просветили всю вселенную. Нам надлежит просить их, чтобы они помогли просветить нам хотя бы наши собственные души.

***
Итак, сегодня праздник апостолов. В Евангелии Господь говорит нам, что неправильно строить гробницы пророкам, а делами уподобляться тем, кто их убил. Также недобро хвалиться именами славных предков, а своими делами удаляться от них
Поэтому давайте, смотря на святых первоверховных апостолов, уподобляться им, а не тем, кто их замучил. Чтобы нам в вечной жизни быть там, где апостолы, а не там, где их мучители. Аминь.

2

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 12.07.14. Проповедь
Сегодня, 12 июля по новому стилю, Православная Церковь празднует Великий праздник Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Сегодня Церковь, прославляя их труды, называет святую двоицу: «Апостолов превопрестольницы, и вселенныя учителие…» Это  святое именование обращает наш ум к Тайне веры православной, которую мы вспоминаем каждый день. Каждый день, читая Символ веры, мы говорим перед всем миром: «верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».  Апостольство нашей Церкви связано со святыми апостолами.
В чем это апостольство состоит?
В первую очередь, наша Церковь называется Апостольской потому, что она соединяет людей с Богом, как ветви с корнем, и начало этого святого дела совершилось в проповеди апостолов. Апостолы – это ученики Христовы, которые могут сказать о себе: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Иоан.1:1-3).
Эта проповедь апостолов – основание нашей духовной жизни, нашего пути ко спасению.
В Откровении, то есть пророческой книге Нового Завета, апостол Иоанн Богослов описывает Царство Небесное, рай сладости небесной. Этот рай – Церковь. Иоанн видит Церковь Небесную в виде города. «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр.21:14).
Наша церковь называется апостольской, потому что ее учение не изобретено людьми, но воспринято без изменения из рук апостольских. О всех ее чадах говорит Павел: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2), «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фесс.2:15)  и «храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим.6:20).
Апостолы пронесли по всем народам земли Божественное Откровение. Это Откровение пришло в мир от Отца. Это Откровение Сын  передал, то есть «совершил предание» апостолам, и они приняли, и уразумели его истинно (Иоан.17:8). Утешитель же, Дух Святый, Которого послал Отец во имя Христово, напоминает нам все, что Христос говорил (Иоан.14:26). Для того, чтобы нести это Предание людям, апостолы сперва вместили его в своих сердцах. Для этого они не только ходили за Христом, но и были очищены Отцом, как ветви на лозе, достигли бесстрастия, чистоты сердца, чтобы принести плод особенный: весь мир.

Церковь наша называется Апостольской еще и потому, что  на всех ее членах, то есть на всех нас, лежит апостольское послушание в этом мире. Каждому из нас Господь говорит «идите, научите все народы, …уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:19,20). К каждому из нас обращены слова Христовы:  «как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (Иоан.20:21).  Наша проповедь должна совершаться словом и житием.
В этом нам нужно учиться у апостолов, потому что источник нашей проповеди не книжные знания о Боге, но то, что мы узнали о Боге  своим духовным опытом и чистым сердцем. Мы не все способны красиво говорить, но все призваны делать.
Люди, смотря на нас, узнают о нашей вере. Мы называем себя христианами. Православие – синоним христианства. Но «православие» или «ортодоксия» означает «правоверие» и «праводелие». Потому сегодня наша проповедь слабая и малоплодная, что слово наше лишено закваски силы и жизни по вере.
Тайна беззакония уже в действии (2Фесс.2:7). И эта тайна беззакония действует не где-то в темных местах от козней масонских, но в душах тех, кто должен совершать апостольство в этом мире, в наших душах.
Люди смотрят на нас и видят в нас людей, удаленных от евангельского блаженства, то есть счастья. Люди видят в нас людей, запутавшихся в собственных страстях, помыслах, чувствах и желаниях, часто озлобленных, не умеющих ладить даже в кругу своей семьи или прихода. Когда человек счастлив, имеет начатки блаженства, тогда он гармоничен в себе и вокруг себя. Тогда он разливает свое счастье вокруг себя, как переполненный источник. Когда человек не имеет этого счастья, он разливает вокруг себя злобу, потому что он в первую очередь раздражен на себя. Когда человеку одиноко,  когда он не видит любви извне, когда он ощущает, что все ему чем-то должны: внуки, невестки, соседи, тогда в храме его любимым занятием становится дергать за руки тех, кто что-то делает не правильно.
Кто же поверит, что человек, в жизни которого нет Того, Кто его любит, знаком с Богом? Ведь Евангелие – это «Благая Весть» о том, что Бог возлюбил мир, что Он всегда рядом с человеком, и что любой человек имеет бесконечно высокую цену, и эта Цена распята на Кресте. Человек несчастный, печальный и раздраженный всем своим видом показывает, что Евангелие его не коснулось, что Бог Евангелия в его жизнь не вошел. Кто же поверит проповеди такого человека?
Поэтому проповедь Евангелия в этом мире нам необходимо начинать с самих себя. Нам нужно изучить свои помыслы и глубинные движения нашей души, то есть страсти, чтобы разбить о Христов камень все злое. Даже если мы не достигнем бесстрастия, и страсти останутся в нас, рождая свои помыслы и скорбь, тогда, мы все равно во Христе найдем Того, Кто принимает и утешает грешников, но грешников кающихся, а не фантазирующих в обольщении о своих мнимых духовных высотах.
Не случайно праздник святых апостолов завершает летний пост. Ведь пост - это наилучшее средство углубиться в себя и познать себя. Средства поста: воздержание, душеполезное чтение, частое причащение – помогают нам укрепиться в образе мысли апостолов.
Наша проповедь совершается так, как говорил Серафим Саровский: стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи.
После проповеди в глубине своей души, нам нужно начать проповедь в своих семьях. Нам нужно научиться семейной любви и взаимной помощи и уважению. Отсутствие гармонии лучше всего заметно именно в семьях.
Научившись апостольству перед своими крестниками, детьми, супругами, мы можем перейти к проповеди в том месте, где живем и работаем, но не раньше.
Сегодня день радостный, но не потому, что заканчивается пост. Нам нужно постараться, чтобы наша жизнь стала радостью не только для нас, но и для святых апостолов.
Апостолы Петр и Павел и после своей мученической смерти остались с нами. О своей телесной смерти и пребывании с нами после смерти говорит Петр: «справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пет.1:13-15). Апостол Петр обещает, что и после его смерти он останется нашим отцом по силе проповеди, чтобы слово Божие жило в душах его чад.
Апостолы на нас взирают сегодня, как на своих детей. Для отца всегда больно, если его дети живут не достойно. Для того, чтобы нынешний праздник был подлинным праздником апостолов нам нужно учиться жить по-христиански. Да войдем и мы в Царство Божие, в рай небесный, стены которого основаны на апостолах Христовых, да будем в этом Царствии всегда. Аминь.

Отредактировано Протоиерей Алексий (2014-07-11 23:16:47)

3

Апостолов Петра и Павла

4

Дополнение.
Существует частное богословское мнение о том, что слова Христовы о создании Церкви на Камне, имеют в виду личность Петра.
Обычно это рассматривается как иллюстрация того, что называется «согласие отцов»
В 19в веке англиканский богослов Кендрик, провел подробное исследование и собрал толкования 44 отцов периода Вселенских Соборов, т. е. до VIII века включительно, у которых имеются толкования на Мф. 16, 18: «…ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
По свидетельству англиканского богослова, 36 отцов как восточных, так и западных, однозначно толкуют эти слова Спасителя в согласии с Преданием Восточной Церкви, т. е. камнем, на котором будет основана Церковь, является именно исповедание Петром Иисуса Христа, а не личность апостола Петра, как преемника Христа.
И только 8 отцов из 44 понимали эти слова Спасителя в римо-католическом смысле. Если учесть, что все эти отцы были западными, причем, большинство из них сами являлись Римскими Папами, то можно утверждать, что у отцов древней Церкви по этому поводу имелось вполне определенное мнение, а мнение тех отцов, которые давали толкование не соответствующее Преданию, мы вправе рассматривать как их частное ошибочное мнение.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Первоверховных апостолов Петра и Павла