Лекция Пятой недели. 13.07.14
В 5-ю неделю по Пятидесятнице в Церкви по уставу читается конец 8-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется об избавлении в стране Гергесинской двух бесноватых от власти легиона демонов. Содержание этого повествования таково: «когда Христос прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город» (Матф.8:28-34; 9:1)
В этом поучении содержится учение о злых духах, о бесновании, и о духовном состоянии, которое апостол Иаков назвал двоедушием.
-1-
Кто такие демоны?
Демоны – это ангелы, которые, обладая свободней волей, злоупотребили своей свободой, и избрали зло.
О том, как произошло превращение святых ангелов в демонов, пишет пророк Иезекииль: «ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез.28:12-17).
Зло появилось – как злоупотребление свободой. Так было с Люцифером-Денницей, так же случилось и с Адамом. То есть зло Бог не сотворил, но родилось оно само, как клубок тьмы и небытия.
Все сотворенное: и люди, и ангелы – были сотворены для счастья. Но они подобны ветвям на Живом дереве, имя Которому – Бог. Только в соединении с источником счастья или блаженства, то есть Богом, было счастье и блаженство в сотворенных существах. Зло – это отделение от Бога, то есть состояние, когда существо разумное и свободное изгоняет из своего мира Бога, Который его жизнь и блаженство. При этом такое существо погружается во тьму. В этой тьме скрыта боль. От этой боли такое существо начинает мучиться и нападать на тех, кто находится рядом, чтобы и они мучились так же, как и он.
-2-
Весь ужас зла в том, что оно не внесено в творение Божие извне, но является плодом собственного отказа от своей жизни.
Это можно сравнить с тем, как собака лижет своим языком острый нож, и пьянеет от вкуса своей же крови. Боль от тьмы называется отчаянием. И это отчаяние становится пламенем, которое возбуждает деятельность такого существа. Впервые это состояние родилось на Небе среди ангелов. Так это описывает Новый завет: «произошла на небе война: Михаил и Ангелы его вое-вали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).
Так навсегда демоны превратились из святых ангелов в демонов. Окончательное их повреждение произошло тогда, когда демоны своему злу научили людей. После этого их состояние стало еще более печальным. Бог тогда произнес над сатаной приговор «ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14). Демоны, оставаясь по природе ангелами, превратились в существ, которые теперь полностью отягощены веществом, то есть тем, о чем говорит апостол: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Иоан.2:16).
-3-
Превратившись в демонов, падшие ангелы продолжали оставаться по своей природе бесплотными духами.
Тело духов состоит не из грубой материи, как человеческое. Поэтому демоны способны с огромной скоростью переноситься из одного места вселенной в другое и способны проходить сквозь твердые предметы. Демоны могут становиться невидимыми или наоборот принимать любое обличье.
Ангелы и демоны отличаются от Бога своей ограниченностью. Они ограничены в пространстве и во времени, то есть не могут одновременно быть справа и слева, и на небе и на земле, как Бог (Иоан.3:13). Ограниченность является признаком всего сотворенного, в отличие от безграничности Бога. Безграничность Бога обозначается именем «Яхве», «Иегова», «Сущий» и в Писании относится только к Лицам Пресвятой Троицы.
-4-
Людям должно отдавать себе отчет, что рядом с ними в этом мире существуют демоны, которые являются источником бедствий для нас.
Современная наука отрицает существование демонов. Правильнее сказать, современная наука, основанная на опыте, не знает о демонах, так как область существования демонов лежит вне телесного опыта. Науке достижимы только следствия деятельности демонов, которые то грубо, то изящно маскируются.
Современная наука все психические процессы, протекающие в человеке, рассматривает как продукт нервной системы, высшей нервной деятельности, и окружающей человека среды. Но Евангелие указывает, что эти факторы не могут быть признаны исчерпывающими. Прочитав восьмую главу Евангелия от Матфея, мы можем спросить науку: «Если не было демонов, то, может быть, не было и свиней? Кто вошел в свиней, если все наши психические процессы – это порождения нашей личности? Кони слишком эмоциональны, поэтому могу понести так, что могут сброситься с обрыва, но не свиньи. Свиньи всегда верны себе. Кто же вошел в них, если все наши проблемы – это только возбуждение нервных клеток в головном мозге?»
Но демоны есть, и они очень активно действуют в мире.
-5-
Священное Писание дела демонов разделяет на три вида. Первый из них: первородное повреждение человека, которое совершилось при Древе познания добра и зла. Его мы унаследовали от наших праотцов. Из этого складывается особенное состояние нашей природы – ветхость или падение, которое заключается в господстве страстей в нас. Страсти – это бессловесное движение нашей крови, нашего внутреннего человека. Демон легко возбуждает в человеке эти страсти, прикасаясь к человеку. Человек только тогда не испытывает страсть, когда упал, и не встает, когда он становиться совершенным рабом страсти, так, что борьба прекращается. Другая причина неведения своих страстей – демонское обольщение, когда страсть предстает в виде нормального действия природы человека.
Второй вид демонского воздействия на человека – это общение человека с демонами, или прилоги. Демоны, существа разумные, могут говорить с нами без слов. При этом в нашем уме появляются слова или образы. Демоны способны говорить в нашей душе нашим голосом, тогда мы воспринимаем подобное как свою мысль, а иногда, чтобы больше мучить нас, - своим собственным голосом. Это воспринимается или как навязчивая мысль, или даже как галлюцинация.
Третий вид воздействия демонов на человека, когда бес входит в человеческое тело, связывает органы тела, через которые душа в человеке действует. Тогда личность человека сильно повреждается. Тогда уже не человек действует, но живущий в нем демон. Это последнее случилось с герегсинскими бесноватыми. Это называется физическим беснованием.
-6-
Различать три вида бесовских действий важно, потому что из этого складывается три разных вида противления демонам.
Если их перепутать, то вместо пользы получается духовный вред. Например, когда демоны борются с человеком страстями и помыслами, тогда человек теряет радость в жизни и покой. Страсти меняют свои проявления. В своем максимальном развитии страсти могут по внешнему виду ничем не отличаться от беснования. Человек в таком состоянии может превратиться в кликушу, и начать «кликать», то есть кричать, гавкать, биться в конвульсиях в храме, как бесноватый, не будучи им. Иногда встречаются ложные параличи и многоразличные расстройства ощущений как проявление действия страстей. Иногда человек или перестает спать, или начинает худеть, или у него появляются какие-то неопределенные ощущения или боли, приступы слабости, потери сознания. Эти явления повторяют симптомы заболеваний тела, но, на самом деле, они рождены не в теле, а в душе, изнемогающей от страсти, поэтому их причину не могут определить врачи.
Кроме того, нужно указать, что святые отцы говорят и о болезнях тела, которые внешне проявляются такими же симптомами, как и беснование. Это такие болезни, при которых повреждаются части тела, через которые в человеке действует душа.
-7-
Развитие ложного беснования происходит по схеме: начальные страсти (чревоугодие, блудное вожделение, сребролюбие тщеславие) делают человек несчастным. От этого в нем появляется жажда счастья, а значит и внимания. Тогда человек начинает непроизвольно привлекать к себе внимание. От симуляции это отличается тем, что человек совершает это бессознательно, и действительно считает себя таким. На фоне этого очень быстро может развиться реальное телесное заболевание, однако некоторое время симптомы существуют отдельно от телесных проблем.
-8-
Чаще всего действие страстей более прозаичное: нападение помыслов, непреодолимых желаний, ощущений, образов. Все это вращается в человеке, превращаясь в навыки. Общение демонов и человека в Библии часто сравнивается в виде блудного союза блудника и блудницы. Вот почему одно из сильнейших союзов демонов и людей называют сложением или сочетанием, когда, подобно блудному союзу, они уже не два, но одна плоть. Только все это не в теле, а в душе. Так, что воля человеческая растворяется в воле демонов, но не смешивается. Наивысшее развитие называется пленом. Такое состояние называется нравственным беснованием. Таким бесноватым был Иуда Искариот: слюни не пускал, в конвульсиях не бился, глаза не закатывал, но более сильного духовного плена история не знает.
Самое глупое, что человек может придумать при таком демонском нападении – это начать искать старца, который бы совершил какой-нибудь сильный обряд по изгнанию демонов. Здесь человеку нужна ни вычитка, но кропотливая духовная работа, борьба, противление демонам. Здесь необходимо покаяние, исповедь, соборование, важно использование видимых, вещественных святынь: но основанием всего этого является только одно – произвольная духовная брань, произвольное уклонение от зла, и произвольное же исполнение заповедей. Из Евангелия мы видим: самое страшное беснование с Иудой произошло сразу же после Причастия.
Старец также может много помочь, но не какими-то ритуалами, но советом как противится страстям. Если Бог не пошлет такого старца, его может заменить книга.
При действии страстей нужно покаяние и исправление, а не вычитка.
-9-
Демоны, находясь в страшном отчаянии, желают наших мучений. Но они прекрасно осознают цену разных видов мучений, поэтому единственное, к чему они действительно стремятся так это к тому, чтобы мы страдали так же, как и они – вечно. Поэтому демонам не нужны наши болезни, чахнущее тело, крики в храме. Демонам нужно, чтобы наша душа наполнялась тьмой, чтобы Свет Божий покинул нас, чтобы наша душа погрузилась в отчаяние, чтобы в нашей душе не осталось места для Бога, чтобы страсти (эти бесплотные идолы) смогли заменить в нас благодать и счастье. Демонам дана власть привлекать нас ко злу, но нам в равной мере дана сила противиться им. Над нами покров Божий.
Никто не может быть прельщен диаволом, кроме того, кто сам захочет дать ему согласие по своей воле.
-10-
Важное свойство демонов показано в восьмой главе Евангелия от Матфея. Бесы, будучи творением Божиим, остаются Его рабами. Недостойными, но рабами. Поэтому в мире демоны способны делать только то, что Бог им попустит. Даже свинье в этом мире демон не может причинить никакого вреда без воли Божией, тем более человеку, который – образ Божий, ради которого Христос воплотился, умер на Кресте и сошел в преисподнюю. Из этого мы познаем, что в мире нет борьбы добра и зла, как считает язычество. В этом мире нет двух равнозначных начал. В этом мире действует только один Всемогущий Бог. Но этот Бог – Бог Любовь. Этот Бог не отнимает у человека свободы, отчего и рождается злоупотребление свободой, то есть грех, а грех, зачав, рождает смерть. А со смертью в мир приходят страдания и физическое зло. Зло – отсутствие добра, Богом не сотворено, поэтому как будто не существует. Зло подлинное – это пустота внутри души, человека или демона. Физическое зло (к нему можно отнести и физическое беснование) становится лекарством, которым эта пустота и болезнь врачуются.
-11-
Физическое беснование, о котором говорит восьмая глава, это скорлупа, которой Бог попускает покрыть душу грешника. Беснование превращается в цепи, которые связывают руки и ноги человеческой воли. Беснование физическое – это тяжкое страдание и болезнь, которая, как и все болезни, превращает человека в мученика. От обычных болезней беснование отличает только отсутствие принятия, то есть, человек при бесновании из-за отсутствия свободной воли не способен благодарить Бога за эту скорбь, как благоразумный разбойник,. Но с бесноватым происходит справедливое выражение апостола Петра: «страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет.4:1,2).
Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как завладев наперед их умами и помышлениями.
Для этого они сначала удаляют из души страх Божий, память о Боге и духовное поучения. Если это удается демонам, тогда они смело нападают на такого человека. Ведь он теперь безоружен и лишен Божией помощи.
Такой человек легко побеждается. Демоны располагаются в таком человеке как в своем доме.
-12-
Какое зло могут причинить людям колдуны?
Колдовство и колдуны существуют. Но нам не нужно бояться ни колдунов, ни демонов, потому что мы всегда остаемся детьми Божиими, младенцами – на руках любящего нас Отца. Поэтому нам не должно раздумывать о том, ни обидели ли мы какого-нибудь колдуна, и какое бы нам заклятие, «сильную молитву» или ритуал применить против колдуна.
Нам нужно смотреть только на Бога, и только из Его рук принимать ту Чашу, которую будет Ему угодно нам дать. Ни бесы, ни колдуны, ни злые стихии дают нам Чашу страданий, но любящий нас Отец. При этом единственное, о чем Он помышляет при этом – это наше вечное счастье.
В пятую Неделю по уставу читается 10-й глава послания апостола Павла к Римлянам: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:1-10). Здесь апостол дает нам заповедь не только исповедовать Христа своими устами во время молитвы и прошения, но и сердцем веровать, то есть удалить из себя свои страсти, которые воплощаются в слова, дела и помышления.
Отредактировано Протоиерей Алексий (2014-07-13 00:19:36)