Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Капернаумские слепцы и бесноватый немой Мф.9:27-35 Седьмая Неделя


Капернаумские слепцы и бесноватый немой Мф.9:27-35 Седьмая Неделя

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Седьмая Неделя 27.07.2014
В Седьмую неделю по Пятидесятнице читается конец 9-й главы Евангелия от Матфея. Ее содержание таково: «Когда Иисус шел из дома Иаира, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Матф.9:27-35)
Нынешнее поучение разделено на две части: в первой говорится о слепоте двух самых важных  в человеке совершителей молитвы – нашего ума и нашего сердца; а во второй части уже говорится о бесновании, при котором на наш язык, то есть способность говорить и мыслить, демоны кладут тяжелое иго немоты.

Апостол Иаков говорит о нашем языке, что он много делает. Он – огонь. Он жжет наших ближних. Он - прикрывает нашу неправедность и служит орудием обольщения. Он – оскверняет нас. Но язык наш, это не только орган тела. Язык наш – это мысль наша.
Сегодня в Евангельском поучении мы видим особое беснование: наш язык, наша мысль оскверняет тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Из-за этого язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. 
Мы слышим слова Нового завета, что болезнь нашего ума – повсеместна, и что человек бессилен против нее. Источник ее – демон.
Из-за этого наша молитва больна, потому что не течет из одного источника горькая и сладкая вода. Горький яд не способен совместиться с благодатными потоками молитвы. От этого наша молитва парительна и невнимательна. От этого мы скучаем в храме и томимся от домашних молитв. Из-за этого  мы редко причащаемся, потому что молитвенный труд для нас невыносим. От этого молитва наша поверхностна.  Мы даже ходим причащаться только ради здоровья тела.
Если бы демоны не связывали нашего ума, то  вечерние и утренние молитвы, молитвы общественных богослужений, молитвы, которые мы читаем перед причастием, стали бы подлинно нашими, а не прочитанными словами Иоанна Златоуста, Макария Великого, Семиона Метафраста.

В конце 9-й главы показана слепота нашей души. Имя этой слепоты - Первородный грех. Святым отцами это состояние называется «первородным повреждением человеческой природы».

В первую очередь слепота покрывает ум и сердце человека, так что он перестает видеть и ощущать Бога,  своего ближнего и даже самого себя.
Первое средство к избавлению от этой беды мы видим в сегодняшнем Евангельском поучении. Эти два слепца, наш ум и сердце, идут за Христом, не отставая от Него, крича: помилуй нас, Иисус, сын Давидов, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
Когда человек видит свою болезнь, знает Того, Кто может его исцелить, и желает исцелиться – он на половину здоров.
Связь этого повествования с молитвой заключается в следующем: когда человек верит в Бога и видит свое падение, в нем естественно рождается подлинная молитва, как вопль «помилуй нас», родился в устах капернаумских слепцов. До тех пор, пока мы не имеем ни первого, ни второго – мы только читаем молитвы, но не молимся.
Но что чаще всего бывает с человеком? О самом распространенном для нас состоянии говорит книга Откровения: ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Следовательно, наша задача заняться изучением себя, чтобы понять свою болезнь. Когда ум увидит себя слепым, тогда он может научить этому и сердце, то есть довести до чувства эту мысль.
Займемся изучением себя! Если в нас появляются помыслы, наполненные ропотом, то это говорит, что мы не видим Бога. Ропот – это чувство или мысль, что Бог поступил со мною не справедливо в то время, когда беда пришла в дом, или когда Бог лишил меня чего-то.
Ропот – это неприятие скорбей и страданий, то есть болезней и собственных немощей.
Мы, как неразумные дети, гневаемся на Бога: зачем он сотворил нас такими? Мы снова стоим возле дерева познания добра и зла. Мы видим на нем плод смерти. Возле этого дерева узнается нами и наше добро, и наше зло.
Важный признак слепоты нашей души – это отсутствие благоговения во время молитвы, нелюбовь к молитве, легкость в нарушении воли Божией. Особенно это заметно по отношении к церковной дисциплине: постановлениях о посте, праздниках, богослужениях. Эти постановления – важные лекарства для наших духовных болезней, а мы ими пренебрегаем!
Слепота души проявляется в осуждении, гневе, превозношении перед ближним. Это все бывает из-за того, что мы не видим в нашем ближнем Христа.
Господь говорит, как вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. Неужели мы захотели бы превозноситься перед Христом, осуждать Его, или гневаться на Него, если бы пелена слепоты упала бы с наших глаз, и мы увидели Его рядом с собою? Разве мы не захотели бы служить Ему, то есть совершать дела милосердия, давая Ему то, что и так принадлежит Ему? Но мы не только грешим, но еще и считаем, что поступаем правильно. Мы считаем, что все нам должны.

Когда мы не видим себя, тогда мы стараемся давать благо только телу. Мы его кормим, греем, лечим от болезней, а о душе не заботимся. Наша душа не исцеляется только потому, что она у нас  как будто не болит, и мы считаем свое состояние нормальным.
Итак, узнавая в себе слепца и немого, начнем вопить ко Христу: помилуй нас, Иисус, сын Давидов, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь.

В сегодняшний день читается апостольское поучение из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим.15:1-7).
Здесь раскрываются плоды прозрения нашего сердца и освобождения нашего ума  от обольщения: о милости к недостаткам ближних, угождении ближним и тд. Прозревший человек начинает относится к любому своему ближнему так, как к Самому Христу: с благоговением.

Седьмая Неделя 27.07.2014.
В Седьмую Неделю по Пятидесятнице читается конец 9-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется об исцелении двух капернаумских слепцов и человека, язык которого связывали бесы, делая его немым.
Когда Писание описывает некое событие, тогда это, совершенно реальное историческое событие,  превращается в некую притчу, в которой раскрываются тайны духовной жизни для нас.
Эти двое капернаумских слепцов являются образом человеческого ума и сердца, которые заполнены слепотой тьмы. Капернаумский немой – это образ нашего языка, который неспособен говорить с Богом.
Глаза нашего сердца и ума связаны демонами. Мы ошибочно считаем, что целью  бесов является сделать нас больными и неудачливыми в жизни. На самом же деле, главная цель демонов – удалить нас от Бога.
Начало этого удаления описано в первых главах Библии, как грехопадение Адама. Макарий Великий говорит об этом так: «Лукавый князь облек душу грехом, все естество ее, и всю ее осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одной части ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы. Лукавый осквернил и увлек к себе всего человека в самый грех, чтоб человек не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво». Человек покрывается этой слепотой и немотой, так что он уже не может не видеть, не рассуждать правильно, но становится, по выражению пророка Давида, «всяк человек – ложь». Это состояние – подлинное беснование. Поэтому всякий раз, когда крестят человека, он принимается Церковью как бесноватый. Для этого над ним читаются запретительные молитвы, одна из которых прямо возвращает нас к сегодняшнему евангельскому чтению: «именем Господа нaшего Иисуса Христа истиннаго Бога нaшего, запрещaю тебе убо вселукaвому, и нечистому, и сквeрному, и омерзeнному, и чуждeму дyху, силою Иисуса Христа, всякую влaсть имyщаго на небеси и на земли, рeкшаго глухому и немому дeмону: изыди от человека, и да не ктому внидеши в него: оступи, познaй твою сyетную силу».
От бесовского повреждения между человеком и Богом появляется непроницаемая стена. Бог – Свет. Поставив между Богом и человеком стену, демоны погружают нас в пустоту и тьму. От этого человеку становится тоскливо, в нем холодеет вера, исчезает страх Божий, становится легко грешить, исчезает милосердие к людям.
Эта тьма разделяется в человеческих душах на восемь страстей. В каждой из этих страстей  тьма  действует в своей мере и силе.  Тьма заполняет душу человека в блудном вожделении, в гневе и в сребролюбии и в других страстях. Но наиболее сильно она раскрывается в страсти уныния. Именно уныние является тьмою человеческой души в полном смысле слова.
Уныние – это всегда немота и слепота души, поэтому при унынии в человеке исчезает способность к молитве:  человеку не хочется идти в церковь, исполнять заповеди, поститься.
Главная причина того, что люди пропускают церковную службу в воскресный день – это уныние. Если вы хотите узнать, не унываете ли вы, задайте себе вопросы: ходите ли вы в церковь в воскресение, причащаетесь ли не реже одного раза в месяц, поститесь ли вы, находите ли вы время на молитву, не приходится ли вам себя понуждать на все это. Эти  вопросы  обнаруживают в душе уныние.
Что же нам делать для того, чтобы избавиться от этой тьмы?
В сегодняшнем евангельском повествовании   есть на это прямое указание. Капернаумские слепцы неотступно шли  за Христом, крича: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!». Это прошение в христианстве несколько дополнилось: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй мя грешного», и  называется Иисусовой молитвой.
Это молитва-плачь человека, который помнит и знает о тьме, заполняющей его душу, даже если он ее не видит. Эту молитву-плачь Христос повелел иметь всем своим ученикам: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф.5:4).
Если в нас нет радости, если мы не чувствуем Бога в своих страданиях, если Христа нет рядом с нами, если нам страшно и тоскливо, значит, наша душа повреждена. Свет Христовой благодати, входя в душу, обнаруживает в ней греховные язвы. И тогда, после освобождения от слепоты ума и сердца, освобождается и язык нашего духа, и тогда молитва «помилуй мя грешного», «Господи помилуй» течет легко.
Если мы не видим грехов в себе, тогда нам необходимо учиться у сегодняшних слепцов – оплакивать уже не свои грехи, а свою слепоту, тьму и уныние, которые делают нас вполне незнакомыми со своим внутренним миром.
Прося Бога «помилуй нас», мы просим о спасении от нашего обольщения и самомнения, то есть от немоты и слепоты демонской тьмы. Снять пелену обольщения со своих глаз – это то же, что увидеть Бога в своей жизни, встретиться с Ним, приобрести радость.
Как нам узнать, что слепота миновала? Первое, что видит прозревший в себе – это свои грехи. До этого момента мы можем сколь угодно мечтать о своих видениях и беседах со Христом или Святым Духом, но это будет только новое обольщение.

Когда наши глаза откроются, мы увидим свет, и никогда не будем унывать.

Господи, дай нам увидеть наши подлинные язвы, и омыть их слезами молитвы так, как это сделали сегодня слепцы, чтобы в нашей жизни началась радость, ведь мы увидим то, от чего нас врачуют наши скорби. Да откроются наши уста на славословие Господне. Да будет это славословие вечным. Аминь.

2

Отец Алексий, вы писали крайний раз в сентябре. Пишите, пожалуйста, еще!


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Капернаумские слепцы и бесноватый немой Мф.9:27-35 Седьмая Неделя