Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Суб 8. О хуле на СвДуха, властях и тд


Суб 8. О хуле на СвДуха, властях и тд

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Суббота Восьмой седмицы  лекция. 02.08.2014
В субботу Восьмой седмицы в церкви по уставу читается такое поучение: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:30-37).

Что такое «хула на Духа Святого»? Это противление той мере добра, которую Бог открыл человеку.
Бог сотворил Адама и вложил в его душу совесть, которая стала светом  в Человеке.
Грехопадение повредило человеческую совесть, но не уничтожило. Поэтому любой человек во всех религиях имеет возможность услышать голос Святого Духа в глубине своей совести, и эта совесть влечет его к добру. Этот голос учит не убивать, не красть, делать людям то, что хочет, чтобы ему самому делали ближние. Из этого помысла образуется любовь внутри семьи и стремление творить в мире добро. Этот внутренний голос влечет людей всех религий и народов ко Христу. Чаще всего служение Христу начинает совершаться в лице Его меньших братьев.
Противление той мере добра, которая человеку понятна и доступна – это хула на Святого Духа, Который во всем мире действует, как Дух Животворящий. То есть мы должны понимать, что всякие мысли и слова, которые человек в истерике и отчаянии произносит, это не хула на Святого Духа, но способ демонов поиздеваться над нами, или плоды человеческого отчаяния. Их замечать нам важно для обнаружения в себе страстей, но это не та хула, о которой говорит Господь.

Хулили Святого Духа фарисеи, которые видели и понимали чудеса, совершаемые Христом, но  объявляли эти чудеса делом демонов.

Грехи, которые прощаются в веке будущем, это те грехи, которые совершены из-за того, что человек не познал Источник заповедей. Христос явился в уничиженном виде. Ныне часто жизнь современных прихожан храмов – это уничижение христианства. Злые люди стараются обмануть людей тем, что сначала приписывают Евангелию заповеди, которых в нем нет, а потом начинают требовать от христиан исполнения этих выдуманных заповедей. Или же начинают от младенцев во Христе требовать совершенства отцов. Если же хоть в чем-то современные христиане не исполняют их запросов, поднимается вой на весь мир.
Об уничижении Христа говорит пророк: «кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис.53:1-3). Сегодня такое презрение распространилось на Его Церковь. На 99% - это последствие демонской лжи, но на 1% - плод нашей с вами жизни. Апостол повелевает: «не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор.10:32). Мы же часто забываем, что весь мир на нас смотрит, и нарушаем Евангелие. Ведь о крещенных людях говорится: «зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лук.8:16), «вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф.5:14). А мы ведем иногда себя хуже, чем безбожники, забывая, что все на нас смотрят. Все соблазны демонов тем страшны, что они – полуправда, то есть действительность искаженная и приукрашенная. Но ложь всегда основывается на каком-то деле или слове, которые мы с вами сеем в этом мире. Поэтому на нас лежит ответственность за то уничижение христианства, которое есть в мире.
Но уничиженный вид Христа и Его Церкви является тем, ради чего хула на Христа может быть прощенной. Мы видим это на примере апостола Павла. С ним это прощение произошло в земной жизни. Слова Христовы относят возможность этого прощения в веке будущем. Сейчас, до дня Страшного суда,  нам не дано  понять смысл этого прощения в веке будущем.  Поэтому нам надлежит замолчать перед смыслом этих слов. Говорит Павел: «Внешних же судит Бог» (1Кор.5:13). Давайте в своем уме не спешить отправлять всех, кто не с нами, в ад. Давайте не будем наивно махать рукой на беззакония свои и наших ближних со словами: «это Бог обязательно простит». Для нас Суд Божий, Суд совершенной Любви – Тайна за семью печатями. Для нас важно помнить одно – если мы от православия изберем иную веру, с иным учением, для нас это будет хулой на святого Духа. «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Пет.2:20,21). А о судьбе других людей вспомним слова Павла: «праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (Рим.10:6,7)  и «кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). На нас лежит заповедь о проповеди. На нас лежит заповедь беречь наших ближних от соблазна наших нехристианских ближних. На нас лежит ответственность за то, что из-за нашего поведения они удаляются от Церкви: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе» (Рим.14:15,16).

Слова о дереве и плоде означают путь нашего познания себя и других. По плодам Евангелия мы узнаем его содержание. Плоды Евангелия это – мученики, преподобные, святители, апостолы.
Плоды святых отцов – это не умные слова, но праведная жизнь. Познав их жизнь, мы начинаем с уважением относиться к их словам, а не наоборот.
Но это и путь самопознания. Познавая действия страстей, которые нам кажутся невинными, мы можем узнать в этих искрах пылающий огонь страстей в глубине наших сердец. Тогда матерное слово станет признаком блудной страсти или гнева, царствующих и порабощающих нас, а любовь к телесериалам – уныния. «Невинные» нарушения постов являются признаком господства чревоугодия, а высокомерие в отношении с ближними – господства печали мирской, которая разъедает дух и тело. В оставлении молитвы или наоборот, восторженной эмоциональной молитве, мы можем познать блудную страсть.
Здесь же Господь показывает важность нашего слова в деле познания себя. Показывает, что источник наших слов – это полнота нашего сердца. Но, давайте не забывать, что есть слово внутреннее, то есть мысль, и есть слово внешнее, которое слышат окружающие. И внутреннее, и внешнее слово – самый лучший инструмент самопознания: о чем мы думаем, что говорим.

Слова об осуждении за праздное слово заставляет нас задуматься об обете крещения, который мы повторяем на каждой исповеди. Конечно, это же относится и к супружеским клятвам. Даже тем супружеским клятвам, которые даны в ЗАГСе. Ведь Григорий Богослов говорит, что Дух  Святой совершает Таинство брака даже у язычников.
Если наши слова, сказанные в Таинстве крещения об отречении от сатаны и сочетании Христу, станут праздными, то есть бесплодными – горе нам.
Бесплодность клятвы брака – это супружеская неверность.

Особое значение имеют наши праздные молитвы, когда мы молимся об одном, а потом своею жизнью показываем, что мы не хотим получить то, о чем молимся.  Например, когда мы читаем молитвы ко причастию о том, что мы «из всех грешников самые грешные», а потом идем в Церковь в настроении фарисея, ведь мы так много сделали: постились, молитвы читали. И, как следствие, начинаем сориться в храме, отвлекаться от молитвы в разговорах.

Сегодняшние апостольские заповеди так же важны и редко исполняемы. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.  Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:1-10).
Заповедь о покорности властям распространяется на гражданские законы и правителей, на церковное священноначалие, на трудовую дисциплину, на обязанности студентов и школьников и т.п. Сюда же относятся правила дорожного движения.
Эти слова так кратки, но они по своему содержанию полностью покрывают, например учение Конфуция, которое ныне превращает Китай в преуспевающее государство, или немецкий порядок, который делает Мерседесы более надежной машиной, чем Запорожец.
Удивительно только то, что мы христиане, так же небрежны во всем этом: нарушаем правила дорожного движения и часто трудимся и учимся так, чтобы была только видимость для начальника или учителя.
Здесь же апостол говорит, что власть напоминает стихийное бедствие, которое врачует, как скорбь, грехи человеческие. Власть сама по себе слепа, жестока, не справедлива. В ней милосердия меньше, чем в наводнении или землетрясении.  Но она находится в руках у Премудрого Бога. Поэтому нам не нужно обольщаться нравственными высотами наших начальников – они такие, какие нам нужны, и каких мы заслужили (как погода). Наше отношение к власти определяется Заповедью и разъясняется в Церковных правилах.
В настоящее время мы все призываемся в участии в политической жизни нашей Родины. Церковные правила разъясняют использование тех способы политической  борьбы за наши права, которые применимы православным христианам. Но всегда в этом вопросе, мы должны руководствоваться совестью и заповедями, например, о недопустимости гнева, злословия и осуждения, убийства.

Слова «не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим.13:8) имеют отношение к духовной психологии.
Существует духовное состояние, которое называется «комплексом вины». Оно является порождением страсти уныния, а значит и тщеславия. Некоторые люди (например, тщеславные родители) стараются (в целях манипулирования) развить в своих ближних это состояние, а некоторые сами им страдают. В некоторых действиях в семейной, гражданской и даже духовной жизни прослеживается это «комплекс», как главенствующий мотив. Но люди часто этого не замечают, и тогда делают много ошибок и становятся глубоко несчастными.
Особенное место бывает в семьях, где есть пьющие люди, или наркоманы. «Комплекс вины» - один из важных опор для того, что врачи называют «созависимостью».

Последние слова послания не нуждаются в толковании: «любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:8-10). Мы должны хорошо понимать, что наша церковность – это средство воспитания нашего христианства, а не само христианство. Любовь к ближнему – признак нашего православия, а не число причащений в году, постных дней или прочитанных акафистов. Все церковные средства – это лесà на стройке, дом же – дух Христов. Поэтому да будем многоплодными в трудах молитвы, но, да не забудем о том, ради чего они совершаются, - чтобы нам стать не только людьми, но настоящими христианами, которые не делают ближним зла. Но в этом давайте не забывать, что подлинное смирение всегда воспринимается окружающими как тщеславие, а любовь, как злобу. Поэтому человекоугодие – это не предел наших стремлений  духовной жизни. Поэтому заповеди нам нужно исполнять не так, как фантазирует мир сей, но по Христу.
Давайте не забывать и об особом человеке, которого мы видим в зеркале. Давайте дадим ему пищу, воздух и свет: пищу Святого Причастия, воздух – благодати молитвы и поста, свет Святого Евангелия. Человек, удаляющий себя от Таинств, Евангелия и молитвы – худший враг себе. Такой человек мало способен к любви к ближним. Кто себя ненавидит, может ли что доброе сделать для своего ближнего?
Постараемся держать заповеди нынешней субботы перед своими глазами всю нашу жизнь. Да помогут они нам в нашем духовном труде – исправлении себя. Аминь.

2

Суббота Восьмой седмицы 2.08.2014. проповедь

В субботу Восьмой седмицы по Пятидесятнице по Церковному уставу читается окончание 12-й главы Евангелия от Матфея, где мы слышим слова Христовы: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф.12:30).
Эти слова  многими воспринимаются как угроза со стороны Господа. Но что они означают на самом деле? В них раскрывается причина наших бедствий. И эта причина – наша воля.
Христос – это совершенный Бог, ставший истинным Человеком. От Отца Христос отличается только тем, что Сын рожден от Отца. Во всем остальном Христос единосущен Отцу.
Христос – Истинный Свет. Христос – Истинная Любовь. Христос – Истинная Жизнь.
Он, придя в мир, стал Светом, Который не только светится в мире, но действительно стал человеком, чем дает возможность любому человеку прикоснуться к этому Свету. И этот Свет – Бог.

Угроза, которая чувствуется в слышимых ныне словах, на самом деле означает напоминание, что, уклонившись от света, человек оказывается во тьме, уклонившись от жизни, оказывается в смерти, и что выбор приходится делать самому человеку. Если кто-то избирает себе тьму и смерть в этом меньше всего виновато Солнце Правды, дарующее вечную жизнь «всем просто и без упреков» (Иак.1:5), не обделяя никого, но и не принуждая к принятию этого дара.

Говорит об этом Антоний Великий: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу возсиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах: то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, мы опять соделываемся способными вкушать Божию благость; так что сказать: «Бог отвращается от злых», есть тоже, что сказать: «солнце скрывается от лишенных зрения».
Учение Христово, и все, что дает нам Церковь – это средства, помогающие нам прикоснуться к этому Свету. Но Сам Свет вне этих средств. То есть человека с Богом соединяет не число произнесенных молитв и сделанных добрых дел, не число постных дней и прочитанных книг, но состояние духа. Все же церковные средства только готовят человека к этому.

Евангелие показывает нам пример того, как человек, не использовавший ни одного церковного средства, приобрел состояние духа, соединяющее его со Светом – благоразумного разбойника. Для него единственным средством обращения оказался Голгофский Крест. И наоборот, Евангелие показывает людей, во всем имеющих внешнюю безукоризненную праведность, но которые распяли Христа из-за того, что, исполнив все обряды и постановления, они оказались далекими от Христа своим духом, и погибли.
Не новая система обрядов и постановлений является Новым заветом, а изменение человеческого духа, встретившегося с Любовью Божией, которая иногда являет себя в наших страданиях.
Поэтому давайте на каждое дело, которое мы совершаем, смотреть так, как делают земные строители, всегда держа в уме цель нашего дела. Павел говорит об этом: «плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная» (Рим.6:22).
Дела же наши бывают произвольными и невольными. Произвольные дела  – это молитва, пост, дела милосердия, чтение книг, посещение храма, участие в Таинствах и многое другое. Дела невольные – это перенесение болезней, клеветы, наветов, бедности и другого, что Божий Промысел подаст нам переносить. Нам надлежит все, что мы совершаем, направлять к единой цели – приближаться к Богу. И все, что нас от него удаляет, необходимо оставить или исправить. Например, молитва, пост, дела милосердия, воцерковленность, по обольщению демонов легко превращается в то, что отделяет человека от Бога. Все наши добрые дела и творение заповедей полезны нам в первую очередь тем, что позволяют нам познать себя, научиться нищете духовной, открыть нам нашу немощь и повреждение, а значит, приводят в настроение благоразумного разбойника, давая прикоснуться к Свету
Давайте смотреть на все скорби жизни как на лекарства, которые попускаются Богом для врачевания подлинных болезней – страстей.
В Евангелии мы видим, как крестом родилось в разбойнике состояние духа, приближающее к Богу. А вот Иуду не изменило даже участие в Таинстве Причастия.
Давайте, как пчелы, собирать нектар Божественного света со всего: со своей болезни и здоровья, со своей бедности и богатства, со своей славы и унижения, со своих молитв и постов, и самое главное – с Таинств.
Вся наша Церковь – это Царство Небесное на земле. Ее сердце – это святое Причащение, где мы прикасаемся к Телу и Крови Христовым, Которые неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно соединены с Его Божеством.
Давайте не будем уподобляться тем людям, которые собирают себе множество лекарств, но не умеют и не хотят воспользоваться ими.
Все религии мира  видят бога справедливо воздающим грешникам и праведникам по делам их. Поэтому если у человека происходят бедствия одна за другой, тогда все религии мира объясняют это наказанием, и наоборот, счастье и процветание осознаются ими как награда за праведность. Многие религии награду и наказание отправляют в жизнь после смерти, сочиняя различные учения об аде и рае.
И вот в этом христианство показывает свое отличие от других религий. Даже от религии Ветхого завета.

Христос стал Человеком для того, чтобы совершилось то, о чем говорит Павел: «во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф.2:13-16). Христос Своим воплощением и вочеловечением, уничтожил то, что отделяло человека от Бога, соединив  в Себе Божество и Человечество. Мы, соединяясь с Его человечеством, прикасаемся к Его Божеству, из чего питаемся жизнью, светом и радостью.
Не казнит Христос людей, за которых Он распаялся, но всю Вселенную направляет на служение им. Он так устрояет все, чтобы обстоятельства жизни изменили нас, врачевали нас, а не карали.
В каждом событии нашей жизни: болезни и здоровье, скорби и веселье – Солнце Правды стучится в нашу душу. Оно нам не навязывает Себя. Оно несет нам радость, и радость, которая никогда не прекратится.

Беда наша, если мы, имея все, ничем не пользуемся.
Да совершится наше соединение со Светом уже сейчас, в жизни земной, чтобы оно действовало в нас и в жизни, которая начинается после смерти, и которая пребудет с нами после воскресения мертвых во веки. Аминь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Суб 8. О хуле на СвДуха, властях и тд