Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Великомученник Пантелеимон


Великомученник Пантелеимон

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В Евангелии учении о помощи святым описывается во многих местах. Одно из важнейших: исцеление Капернаумского расслабленного. Четверо друзей несут к ногам Христа пятого (больного и расслабленного). Я - тот расслабленный. Один из четырех здоровых  - Пантелеимон.

Комментарии к житию Великомученика Пантелеимона.

В житии святого Пантелеимона много поучительного.
Пантелеимон родился в семье богатого никомидийского язычника и матери христианки. Мать Пантелиомона умерла тогда, когда он был еще младенцем, поэтому Пантелеимон был воспитан в язычестве.
Но что представляет собой язычество Пантелеимона до крещения? О нем говорит апостол Павел: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:13-15). Пантолеон, так звали Пантелеимона в язычестве, хранил то  целомудрие, которое было в языческой религии. Всю добрую нравственность, которая была у эллинов, Пантолеон нашел в своей семье и в своем окружении. Эта нравственность была остатком того света, который был в людях со дня сотворения, и о котором говорит Евангелие: «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:5). Остатки этого света называются «совестью», и  присутствует во всех людях всех народов и религий.  Это называется «ветхой праведностью».
Такая ветхая праведность доступна язычникам, иудеям и мусульманам. Хранение этой праведности является для нас, православных христиан, обязательной. О ней говорит Господь: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20). Мы видим, как эта ветхая праведность или языческая доброта, способствовала благородству души Пантелеимона. От нее  его душа уподобилась земле удобренной и вспаханной.  От этого душа Пантелеимона с легкостью восприняла Евангельскую благодать.
Это важно помнить христианским воспитателям, чтобы не пренебрегать этим важным средством: воспитать добрую человеческую совесть в душах детей. Часто христианские воспитатели-неофиты стараются наполнить ум детей обилием знаний, которые по своему содержанию не легки даже для людей с хорошо развитым абстрактным мышлением, а вот  на примере Пантелеимона мы видим – добрая человеческая совесть, особенно удаление от праздности и нецеломудренных картин, является хорошей подготовительной школой для принятия Семени евангельской благодати.
Поэтому главное в воспитании  детей – это совесть, целомудрие, труд и послушание, а не обилие высоких духовных подвигов, к чему их понуждают неопытные воспитатели. В этом иногда лучше помогают народные сказки, чем чтение Священного Писания.

Пантолеон упорно занимался науками человеческими. Здесь его юность очень напоминает юность Василия Великого и Григория Богослова, которые вспоминают, что они в годы своей юности знали только две дороги: в училище и в храм. Василий и Григорий изучали риторику, которую им преподавали по античным образцам, то есть их обучение мало отличалось от обучения Пантелимона у врача Евфросина. Точно так же выглядит и обучение в современной школе.
Не нужно пренебрегать мирской ученостью, особенно если у ребенка есть к этому задатки. Трудолюбие позволяет ребенку противостать против начальной страсти – чревоугодия, и если трудолюбие не будет осквернено тщеславием и сребролюбием, тогда оно приносит духовный плод – благородство души, которое очень сильно помогает человеку на духовном пути.

Пантолеон не знал христианского храма. Место храма в его юности имело все творение Божие. Это то, что называется естественным откровением. Во время воскресного богослужения мы произносим прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Слово «лепота» – славянское, греческое слово этого прокимна «космос». Бог одевается как в ризу в свое творение. Ничто так сильно не приближает человека к познанию Бога, как познание творения Божия. Если человек имеет естественную человеческую мудрость, тогда он от познания творения всегда переходит к благоговению перед Богом. Ему остается только узнать Бога. Так получилось и в жизни Пантелеимона: встреча с священномучеником Ермолаем открыло душе Пантелеимона то, о чем он уже давно помышлял и искал – Творца и Начло всего. Христианство – это не набор богословских тезисов и система обрядов, но  всегда ответ человека любовью на любовь Божию. Познать любовь Божию можно только от созерцания творения Божия. Детские души наиболее способны ответить любовью на любовь. Только любовь способна превратиться в подлинный страх Божий, когда человек готов скорее умереть, чем согрешить. Христианские воспитатели всегда желают такой твердости убеждений от своих воспитанников, но часто игнорируют таким важным средством. Оно заключается в том, что ребенку необходимо подсказывать, с ним важно говорить о творении Божии, показывать его красоту и премудрость. В наше время это особенно важно потому, что школа и телевизор, например, познавательный канал «Дискавери», чаще всего смакуют самые грязные стороны существования природы. Да, в мире присутствует тлен и несовершенство, но все это вошло грехопадением Адама. Воспитателям важно в первую очередь направить внимание ребенка на остатки совершенства, которые присутствуют в мире. Без помощи учителей современный ребенок этого может не заметить, потому что он чаще всего смотрит на мир глазами телевизора, картинами которого управляют злонамеренные люди.
Пантолеон каким-то образом сам познал красоту мира. Точнее говоря, в житии ничего не сказано о чьей-то помощи ему в этом. Но нам с его помощью нужно разговаривать с нашими детьми чаще, чтобы и они познали это. Иначе они не смогут понять любви Божией и ответить на нее любовью. Это должно произойти до 12-ти лет, потому что у подростков с каждым годом страсти все больше и больше подавляют способность любить. Но к подростковому возрасту ребенок как раз и должен придти в духовном всеоружии.
Познание красоты мира называется «естественным откровением». О нем говорит Павел: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:19,20).

В житии Пантолеона мы не видим того, кто научил его этому естественному откровению. Возможно, такой человек был, но, возможно, и нет.
Но как бы то ни было учителем и основанием такого откровения всегда является чистота ума и целомудрие духа. В житии Пантелеимона мы видим его высочайшее целомудрие. Он – девственник от младенчества. Пантелеимон учитель и образец девства и целомудрия. Поэтому он покровитель монашествующих. Он помощник молодежи в сложном возрасте, который проходит между взрослением и вступлением в брак.
Нам нельзя своих детей оставлять только на попечение святых. Нам нужно учить их целомудрию образцом собственной жизни, советом, вразумлением, а иногда и волевым убеждением. Потому что вожделение в человеке угашает и премудрость, и способную познать Бога, и силу духовных чувств, которые единственно способны любить и Бога, и человека.
Но молиться Пантелеимону об исправлении нас самих и наших детей – важно.

В житии Пантелеимона показан переход от естественного откровения к Писанию, когда он встретился с Ермолаем. Так и нам нужно учить наших детей Священному Писанию. Человек, который регулярно не читает Библию, находится в ненадежном состоянии: любое облачко в его душе способно погасить в нем память о Боге. Поэтому нам самим и нашим детям Слово Божие очень нужно.

Образом помощи людям в борьбе со страстями, является первое чудо, которое совершил Пантелеимон еще прежде своего крещения. По его молитве воскрес ребенок, укушенный ехидной, а сама ехидна разорвалась на части. Да воскреснут наши души отравленные ядом вожделения, да погибнут все бесы и соблазны, ищущие нашей вечной смерти!

Но и здесь Великомученик нам дает прекрасный пример. Пантелеимон, уже после своего крещения, исцеляет душу своего отца Евсторгия. Его попечением Евсторгий из язычника превращается в искреннего христианина. Пантелеимон исцелил душу своего отца своей благочестивой христианской жизнью, а не так как иногда современные христиане пытаются навязывать свое мнение своим родным, оставаясь сами вдали от того, к чему призывают.

В житии Пантелеимона мы видим, как он исцелял больных именем Иисуса Христа. У нас также есть это средство – Иисусова молитва, когда мы именем Иисусовым исцеляем свою душу. Исцеление своей души крайне важно. Тогда исполнятся слова Серафима Саровского «Стяжи дух мирен». Потому что мирный дух не оставляет без изменений и в наших ближних.

Исцелив себя, свою душу,  в христианской жизни, приобретя дух мирен,  Пантелеимон обратился к страждущим людям, исполняя слова Христовы «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:35,36).
Почему Пантелеимон не сразу обратился к исцелению людей? Служение ближним, как говорит Евангелие, это – род  богослужения, и он не прост. В этом служении очень много подводных камней. Самый опасный из них – это тщеславие. В делах милосердия важно научиться тому, о чем говорит Господь: «смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:1-3). Преодолеть тщеславие, рождающее лицемерие,  не просто. Как не стать фарисеем, сказав: "несть якоже прочие человецы"? Только храня себя в состоянии кающегося мытаря, когда человек совершает дела милосердия по Евангелию, тогда он  себя ощущает не тем, кто подает милостыню, а тем, кто  принимает. Тогда в человеке умножается нищета духовная, смирение, чувство мытаря, который говорил всегда перед Богом «Боже, милостив буди мне грешному».
От такого умственного состояния Пантелиомон задолго до своих страданий восшел на свой крест с мыслью благоразумного разбойника. Но он восшел по своей воле подобно Сыну Человеческому по той силе, имя которой Любовь.

Когда Пантелеимон созрел, как спелый плод на Лозе Христовой, тогда пришло время его страданий.
Пантелеимон исповедовал себя христианином пред царем. Так и нам необходимо исповедовать свое православие перед миром сим, который лежит во зле. Мы совершаем свое исповедание тогда, когда живем по заповедям Евангельским. Эти заповеди посмешество для всего мира. Люди считают правильным далеко не то, что написано в Евангелии, а заповеди Евангелия в лучшем случае будут восприняты как чудачество. Например, прощать обидчиков, не злословить власти, трудиться так, чтобы думать о благе ближних, а не о зарплате, трудиться одинаково тогда когда начальник стоит рядом, и когда он далеко, и многое другое. Тем более кажутся лишними заповеди о посте, воздержании, молитве. Многие люди смотрят на православных с сочувствием за то, что они не соблюдают Восьмое марта и Новый год, за то, что у них 200 постных дней в году, за то, что в воскресение они не отсыпаются до 12.00.
Сегодня  наше исповедание веры спрашивают не языческие императоры и судьи, но наши соседи, родственники, сослуживцы. Но наше исповедание заключается не в каких-то лозунгах, и обрядах, но в слове милостивом и кротком, деле рассудительном и добром, в настроении смиренном и спокойном.

Житие описывает множество мук, которым подверг император тело Пантелеимона. Смотря на них, мы вспоминаем слова апостола Павла, сказанные им о Христе: «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Как Пантелеимон претерпел множество телесных мучений, быв в этом испытан, так он может помочь и тем, кто по Промыслу Божию болеет и страдает телом.

Среди страданий Пантелимона каждое из них, может быть уроком для нас, и поводом для молитвы. Вот мы видим его в кипящем олове. В то время, когда в нас закипит страсть, например, печали, ропота, отчаяния, тоски, страха или гнева, посмотрим мысленно на кипящий котел Пантелеимона, и помолимся ему о нашем утешении.
Вот мы видим перед ним львов, которые были выведены для того, чтобы растерзать Пантелеимона. Когда увидим внутри себя львов – злые помыслы, также обратимся к Пантелеимону, да минует и нас эта участь.
Вот мы видим его перед носилками с расслабленным и умершим. Посмотрим к себе в душу. Там мы также увидим свою расслабленную волю, которая не способна ни на молитву, ни на пост, ни на хождение в храм, ни на какое доброе дело. В этом расслабленном человеке мы можем увидеть себя. А в метровом человеке свою нечувственную душу. Познаем это, и помолимся к Пантелеимону об исцелении и воскрешении.
Вот мы видим Пантелеимона с тяжелым камнем, который привязывают к его ногам, чтобы утопить в море. В нашей жизни также множество проблем: денег мало, болезней много, и много другого исчислить нельзя. Вот о таком камне, который тянет нас на дно страха и тоски, мы можем молиться к Пантелеимону.
Вот мы видим его перед философами, которые насмехаются над христианством. Так и в нашей жизни к нам приступают или помыслы, или злонамеренные люди для того, чтобы смеяться над христианством, учить нас сомнениям. И тогда нам стоит просить Пантелеимона, да устоим в этом соблазне.

2

Великомученик Пантелеимон. 9.8.14
9-го августа по новому стилю Православная Церковь празднует память святого великомученика Пантелеимона.
В Пантелеимоне мы видим раздавателя многоразличной милости Божией, от которой он получил при крещении свое имя. Ведь имя «Пантелимон» означает «всемилостивый». В житии святого великомученика Пантелеимона упоминается, множество чудес, которые через Пантелеимона  совершил Христос: исцеление парализованных и  умирающих, воскрешение мертвых, очищение прокаженных. Немало чудес Пантелеимон совершил и после своей смерти.
Ковчежец, с которым Пантелеимон изображается на иконах, – это не ящик с лекарствами, но символическое изображение милости Божией, которую  Христос через великомученика изливает на человеческий род. Эта милость описана Апостолом Павлом в словах: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23).   Слово «целость» означает больше чем здоровье. Оно означает «неповрежденность», то есть то, когда дух, душа и тело не имеет никакого изъяна. Приобретение такой целости называется исцелением. То есть, нам не нужно забывать, что исцеление больше здоровья. Исцеление одной только части человека, не имеет большой цены.
О том, как божественная милость, подает исцеление, описано в Евангелии в притче о трех мерах муки, в которые кладется закваска. Это закваска – образ Царства Небесного, Небесной жизни, подлинный дар исцеления. Эта совершенная жизнь сообщается и духу, и душе, и телу. В духе рождается образ мысли праведников, очищение сердца и уврачевание воли, в душе врачуются страсти, а в теле исцеляются болезни и сама телесная смерть.  Также и грех, это не какой-то предосудительный поступок, но закваска смерти, которая подобным же образом вносится в человека.
В житии  великомученика Пантелеимона мы видим множество случаев исцелений тел человеческих. Эти исцеления – были действием благодати, которая  подобно искре входила в человека. В житии мы видим, что все люди, исцеленные Пантелеимоном, начинали жизнь новую, потому что эта искра исцеляла не только тело.
Молитвой Пантелеимона благодать как закваска нисходила на всего человека, врачуя всего человека: дух, душу и тело.
Исцеление тела в чудесах великомученика было только самой заметной стороной того, что происходило с духом и душой.
Времена жизни Пантелеимона  отличались от наших. Духовное состояние наших современников можно описать словами Евангелия: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф.24:12). О наших временах говорит апостол: «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны,  нечестивы, недружелюбны,  непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,  предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5). 
Что собою представляло языческое общество времен Пантелеимона, показывает сам Пантелеимон своей жизнью до крещения. Это была нива зрелая, готовая принять Евангелие. Было много беззаконников, но беззаконников уставших от своих грехов. Хотя люди и были язычниками, но им было незнакомо такое варварство, какое сейчас является нормой. При этом все-таки языческое зло не смешивалось с христианством. Большинство современных блудников, алкоголиков, наркоманов и человекохищников продолжают считать себя христианами, и даже сильно обидятся,  если кто-то усомнится в этом. Они даже не имеют места, куда они могли бы бежать от своих грехов подобно блудному сыну, потому что они себя и так ощущают себя теми, о ком говорится: «Живый в помощи вышняго, в кровe Бога небeснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибeжище мое, Бог мой, и уповаю на него» (Пс.90:1,2). То есть они себя считают уже вернувшимися из страны далекой к Отцу Небесному, ведь они знают молитву «Отче наш», крещены, на Пасху к обеду освящают куличи, а на Крещение купаются в проруби. Таким людям некуда бежать из Страны Далекой, страны, где они пасут свиней своих страстей и едят рожки своих пороков. Они зачастую даже не знают, что есть какой-то другой образ христианства. И самое страшное, что современные христиане редко могут показать добрый образец христианской жизни. Этому способствует всеобщее оскудение духовной жизни и демонское обольщение с чрезмерными требованиями благочестия от верующих со стороны неверующих. Такими завышенными требованиями к благочестию православных неверующие люди пытаются оправдать свою злую жизнь, забывая, что все мы дети одного времени, что христиане сегодня духовно больны, и от нехристиан они отличаются не столько высотою жизни, сколько своим покаянием и осознанием нищеты духовной. Из-за этого в людях с особой силой действует – закваска смерти. Она пропитывает дух, душу и тело современного человека больше, чем это было в прежние эпохи. По силе повреждения Бог подает нам и силу лекарства. Я должен подчеркнуть: наше душевное и телесное разложение и страдание, которое  проявляется болезнями, происходит не от Бога. Это все происходит от нашего произвола, которым мы сами себя повреждаем, и передаем наше повреждение нашим детям. Мы несем в жизни крест, который Христос назвал «свой», он принадлежит нам по достоинству. Но в то же время, Господь подает нам возможность соединить наш крест, с Крестом Христовым. И тогда мы сможем принять скорбь, из рук Христовых, и тогда наша скорбь превращается в Крест Христов. Тогда скорби наши становятся Чашей из рук Божиих, в которой лекарство от нашего повреждения. Тогда наши скорби  очищают наше тело и дух, как золото очищается от изгари огнем. В этих скорбях нам нужна помощь святого великомученика Пантелеимона. Всякое страдание в духе Евангельском – это соединение со Христом, с Его Крестом и Его воскресением. Так об этом говорит Новый завет, проповедником которого был Пантелеимон: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12,13). Всякая скорбь и болезнь в земной жизни, по слову Павла «кажется не радостью, а печалью; но после наученным через нее доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:11), когда человек подобно Сыну Человеческому своими страданиями навыкнет послушанию Богу и достигнет совершенства (Евр.5:8-9).
У нас нет мужества принять от Бога не только лечение, но и здоровье. Человек, не способный исполнять заповеди Божии подобно нищему Лазарю, который больной лежал у ворот богача, навряд ли сможет исполнять заповеди Божии тогда, когда Бог пошлет ему здоровье, как богачу. Будем просить святого Пантелеимона, чтобы он помог нам терпеть болезни, и исцеляться так, чтобы и болезнью и здоровьем нам служить не нашим страстям, но Богу и своему спасению. Да войдем в жизнь вечную. Аминь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Великомученник Пантелеимон