Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Вынос Креста, Маккавеи, освящение меда и мака


Вынос Креста, Маккавеи, освящение меда и мака

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Маккавеев  14.08.2014
Четырнадцатого августа по новому стилю православная Церковь совершает Происхождение, то есть изнесение или вынос для поклонения честных древ Животворящего Креста Господня. Полное название праздника Происхождение, то есть вынос, Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.
Это празднование было установлено в 12 веке: одновременно в Греции и на Руси в память о победе христианского оружия над сарацинами и язычниками по заступничеству пред нашим Господом Христом Владычицы Небесной.
Тогда в войсках князя Андрея Боголюбского и императора Мануила перед решающим сражением с их врагами, совершилось знамение от иконы Богородицы и Креста Христова, которые находились в войсках.
Также этот праздник связан с избавлением Константинополя от страшной эпидемии.
С тех пор Крест выносят для поклонения на средину храма каждый год 1-го августа (или 14, но по новому стилю).
Мы следуем за выносимым Крестом, как воины на сражение, против наших врагов – демонов, прося у Богородицы заступления. Мы ищем исцеления наших душ, как жители Константинополя искали исцеления своих тел, и ищем мира, прекращения войны со страстями, как искали этого русичи и греки  в 12-м веке в войне с видимыми врагами.
Перед нами сейчас лежит на аналое Крест Христов.
Этот Крест был прообразован Моисеевым посохом на Чермном море. Тогда Моисей совершил в воздухе знак креста, и море расступилось, а народ Божий смог пройти по дну моря посуху. В то же время фараон со своими воинами погиб. Так и мы Крестом прошли к жизни сквозь смерть Христову. Как Моисеевым посохом были умерщвлены египтяне, так Крестом Христовым побеждены ад, грех и смерть.
С этой крестной победы в Ветхом завете началось приобретение народом Божьим Земли Обетованной. Так и нам предлагается начать приобретать уже не землю, но Царствие Небесное, которое должно появиться внутри нашей души. Крестом нам открывается путь в новую Землю Обетованную - Небо.
На пути в свое земное отечество Моисей не раз своим посохом изводил из камня воду. Так и в сегодняшний день совершается освящение воды. Но зачем? Чтобы напомнить о чуде: Крестом Христовым из скалы нашего сердца может выйти вода благодати Духа Святого. Дары Духа Святого перечислены апостолом: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Вот такой воды ждем и мы.
Пророк говорит, что Земля Обетованная истекает медом. Этот мед был даром Божьим, укреплять в силе души и тела людей на пути их жизни. Так и сегодня мы освящаем мед. С одной стороны, речь идет о начатках наших плодов, но с другой … о символе, который означает, что Бог не покинет нас на пути ко спасению и будет укреплять нас, немощных и оскудевающих в силе, сладкой своею благодатью. Ее же образом являются: маковые зерна, как образ слова Божия, и благовония, как образ благоухания праведности.
О том, как действует эта благодать, мы видим на примере святых, память которых также празднуется четырнадцатого августа по новому стилю. Это семь братьев-мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, матерь их Соломония и учитель их Елеазар.
События их жизни описаны в одной из книг Ветхого Завета, которая называется «Вторая Маккавейская».
Смерть семи братьев и их учителя Елеазара произошла в то время, когда Израильская земля находилась в плену у диадохов, то есть наследников Александра Македонского. Таким наследником был нечестивый царь Антиох Епифан.
Своей главной задачей Антиох Епифан видел в том, чтобы сделать всех своих подданных служителями одной религии, языческого поклонения демонам, чего евреи, почитатели Бога Небесного не могли принять. Он думал, что от этого его государство станет сильнее – одна страна, один царь, одна вера, один народ. Он запрещал евреям исполнять закон Моисея, принуждая их к языческим обычаям и идолослужению. Именно тогда Антиох замучил семь братьев, отказавшихся исполнить его повеление.
Личность Антиоха Епифана не проста. Его правление было с большой точностью предсказано пророком Даниилом.
Даниил несколько столетий до Антиоха, как будто видя Епифана, описал и его воцарение, и обстоятельства царствования, и его ненависть к Богу. Даже предсказал точную дату его воцарения.
Но с этого и начинается вся загадка. Рассматривая пророчества Даниила об Епифане, исполнение которых совершилось с полной точностью, начинаешь понимать, что в его лице предсказывается пришествие иного царя – Антихриста. 
Антихрист, так же как и Епифан, воцарится при таких же обстоятельствах, и, так же как  Епифан, будет преследовать истинную веру.
Апостол и пророк Христов Иоанн Богослов, в свою книгу Откровение вносит почти без изменений все пророчества Даниила об Епифане, но относит их ко временам пред окончанием истории мира, делая их пророчествами об Антихристе.
Для нас это очень важно. Дело в том, что простой народ, слыша имя святых Маккавеев, по схожести этого имени с маком, отождествляет святых мучеников только с полевым цветком – маком. В народной фантазии рождается какой-то сказочный персонаж, который ходит по полям, и веет мак.
Наши же Маккавеи к маку не имеют никакого отношения. Их имя называется «Маккавей», от еврейского слова «молот». При этом имеется в виду не какой-то плотницкий молоток, а огромный боевой молот, которым сокрушаются все доспехи любого врага.
Святые мученики стали молотом, который сокрушил предтечу Антихриста: Антиоха Епифана.

Даниил называет Епифана богохульным рогом. По Откровению этот рог снова явится в истории, и человечество еще раз столкнется с ним. В то время христианам очень понадобится решимость и твердость Маккавеев. Барс и козел из видения Данила,  зверь и дракон  в Откровении Иоанна Богослова - это повторение одного и того же, но с разной силой. Говорит пророк: «Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1:10).  Так будет и во времена Антихриста. Снова будет богохульный рог, и снова ему противостанут похожие на Маккавеев люди.
Семь юношей возбудили ревность священника Маттафии и его сынов. Один из сынов Маттафии,  Иуда, в память о мучениках  принял их имя «Маккавей». Новые Маккавеи сокрушили всех врагов Божией религии в Земле Обетованной. Поэтому, хотя семи мученикам в Библии отведено только несколько страниц, целых три книги Библии называются Маккавейскими, повествуя о том, как божественный молот разбивал врагов Божиих.

Мученики Маккавеи показывают нам этот молот, которым можно победить Антихриста. Этот молот –  не терка, которой можно стереть штрих-код. Этот молот – ревность о богоугождении, без всякого компромисса со злом в своей душе.
Кто для нас Маккавеи? Забавная сказка о веянии мака, или молот, разрушающий предтечу антихриста? Может, и мы однажды станем свидетелями того времени, когда все люди будут испытаны, Маккавеи ли они, или только мак веют.
Поэтому нам важно обратить внимание на характер святых братьев. В их жизни мы видим удивительную кротость и смирение. Эти их черты удивляют нас, потому что они имели подлинное смирение, но Евангелия не читали, воплощенные смирение и кротость Христа они не видели. Но именно своим смирением они сокрушили предтечу Антихриста.
В чем было это смирение?
Некоторые люди считают, что смирение – это какое-то лицемерное человекоугодие, когда человек себя ведет  как булгаковский Иешуа Ганоцри, улыбаясь по-рабски перед каждой сволочью, униженно называя его добрым человеком.   Люди мира сего считают смиренными людей, которые «по смирению» перед миром легко переступают через любую евангельскую заповедь. Они говорят о себе: «я смиренный, поэтому по смиренному послушанию перед своим начальником я сделаю так и так», начиная от новогодней пьянки, заканчивая уголовными преступлениями. Наверное, такое «смирение» имели надзиратели концлагерей, когда «по смирению» перед командирами «кротко» и «послушно» бросали людей в газовые камеры.
Каково же истинное смирение? Оно в первую очередь смиряется перед Богом и Его заповедями. Святые братья не злословят царское достоинство узурпатора, хотя это было бы вполне уместно, но отвергают как скверны его богоборческую волю.

Если мы научимся побеждать зло внутри себя, тогда мы победим зло и вокруг себя.
Давайте и мы выбросим из головы сказки о веянии мака, а привяжем к своей мысли твердую решимость исполнять волю Божью. Давайте начнем с малого, например, с исполнения заповеди о посте, хотя бы в такой форме как это традиционно сложилось в наше время, воздерживаясь от мяса, яиц, молока и рыбы во весь Успенский пост. Давайте приобретем для своего ума,  сердца и тела подлинный молот, способный победить антихриста – смирение. Только смирение способно сокрушить любые орудия диавола, а не те детские игры, которыми увлекаются некоторые современные православные, как  борьба со штрих-кодами, паспортами, ИНН.

Итак, смотря на Крест, воду и мед, да познаем путь ко спасению, без ропота примем из рук Божьих Крест свой, да соединится он с Крестом Христовым, да даст нам победу над фараоном мысленным, да изведет из сердца нашего воду живую, и да укрепит нашу душу мед небесный: святая благодать из Таинств, молитвы и Священного  Писания.
Видя перед собой образец святых семи братьев, прежде Христа нашедших путь ко спасению, да и мы найдем тот путь, который ввел их в жизнь вечную. Аминь.

2

Дополнение.
День Изнесения Честных Древ – это всегда праздник победы над видимыми врагами. Нам нельзя забывать, что мы сами – враг для себя. Поэтому тот, кто побеждает себя, истинный победитель. Тот, кто не может победить себя, не получит пользы, даже если победит весь мир.

Святые братья готовы были умереть, но не нарушить отеческих постановлений. В наше время люди смеются над правилами церкви. Не должно нам так быть. Конечно, большее в Евангелии – это милость, суди и вера. Но и правил дисциплины оставлять нам не должно, так как от этого зреет дух преслушания и самомнения. От этого рождается тщеславие и дерзость, которую авва Дорофей сравнил с ветром, сжигающим все доброе.

Нам необходимо чаще обращаться к писаниям отцов. Для начала можно порекомендовать «Отечник» Игнатия Брянчанинова и «Патерик» Киево-Печерский. Мне всегда нравились жития преподобных из книг Димитрия Ростовского.
Нам должно помнить, что Церковь древних отцов и Церковь наших дней – это одна Церковь. Ее дух – один. Чем дальше мы от духа отцов, тем мы дальше и от Церкви, и от Бога, и от Начала всего. Поэтому призыв «назад к истокам» - это всегда возвращение к духу отцов, и мыслям праведников. Это предмет проповеди Иоанна Крестителя. Евангелия назвало это служением Илии. Именно во времена близкие к Концу Истории это будет важно, как никогда.

В книге Маккавеев описана беседа матери с сыновьями-мучениками. Примечательны слова: мать говорит о сотворении мира из ничего. Это единственное место Библии, где так говорится.

3

Спаси Бог!


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Вынос Креста, Маккавеи, освящение меда и мака