Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Исцеление Бесноватого Юноши. 10 Неделя


Исцеление Бесноватого Юноши. 10 Неделя

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

10-я Неделя по Пятидесятнице. 17.08.14. Лекция

В 10-ю Неделю, то есть воскресный день, по Пятидесятнице в Церкви по уставу читается середина 17-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется о том, как Господь, сходя с горы Фавор после Своего преславного Преображения, исцелили бесноватого юношу.
«Когда Христос и трое Его апостолов (Петр, Иоанн и Иаков)  пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,  я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.  Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?  Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;  сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились» (Матф.17:14-23).
Это повествование содержится в трех Евангелиях синоптиков, то есть Евангелиях Матфея, Марка и Луки. Поэтому в течение года его читают трижды. Всегда это чтение приурочено к посту: от Матфея – к Успенскому, от Луки – Рождественскому, и от Марка – в четвертую неделю   Великого Поста, которая посвящена Иоанну Лествичнику.

Главный предмет этого повествования: война с духами злобы поднебесной.
Перовое, что мы узнаем из сегодняшнего чтения: многие наши проблемы происходят от демонов. Безумны те, кто отвергают действие демонов в мире. Демоны очень активные участники в жизни падшего мира, который лежит во зле.

Люди так же, как и этот сегодняшний юноша, часто находятся в плену у демонов.
Такой плен бывает разный по виду и силе. Мы уже много раз обсуждали учение о страстях, которые являются особым видом действия части человеческой природы, которая называется «кровью». Кровь – это бессловесная душа  животного, которая живет в разумном человеке. Есть восемь видов страстей, и в каждом из них особенным образом действуют демоны.

Святые отцы говорят, что есть два вида действия страсти. При первом, страсть горит постоянно с одинаковой силой. При втором, наплывает на человека волной.
В первом случае человек постоянно живет как будто в огне. Во втором случае его накрывают страсти внезапно, после периодов некоторой душевной тишины.

Волны тоски, животного беспричинного страха, отчаяния, злобы, обиды, ревности, ярости, ненависти к себе и окружающим, страха старости и бедности, чувство опустошенности, бессмысленности жизни, исполнения заповедей – налетают на нас, топят нас, сбивают с ног.
Особое место в жизни человека имеют страсти блудная и чревоугодия, волнение от которых происходит в человеке всю жизнь, меняя только свою форму.
В человеке страстная его часть находится в союзе с умом, поэтому человек всегда остается существом, способным мыслить, желать и чувствовать, как разумное существо. Но практически всегда наши ум, чувства и желания оказываются задавленными страстями, которые используют наш разум только для одного, чтобы облечь в какую-то «разумную» форму водоворот, шторм и бурю животных страстей. 
Любую волну в нашем уме, любое горение страсти, нам необходимо воспринимать как нападение демонов.

Если мы будем следить хотя бы один день или час за собой, то мы легко заметим в себе действие демонов в помыслах или страстях, против которых мы часто остаемся бессильными.
Только невнимательный к себе человек в себе этого не видит. Наша беда – не плохие поступки, а пребывание в состоянии рабства демонам и страстям. Поступки же, дела и слова – это только плоды на ядовитых ветвях и корнях страстей.

Кто такие демоны, которые так с нами поступают?
Когда Моисей говорит, что Бог сотворил Небо и землю, в слово «Небо» входит не только  особое место, и особый род материи, но и весь мир бесплотных духов.
Один из ангелов, имя которому было Люцифер, как говорит пророк Исаия, сказал в своем сердце: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". От этого с ним произошло то, о чем говорит пророк Иезекииль: «ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, и Я превращу тебя в пепел  на земле перед глазами всех, видящих тебя».
Еще до сотворения человека, по откровению апостола Иоанна Богослова, произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И извержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, на землю, и ангелы его низвержены с ним»
Так светлые и совершенные ангелы превратились в злобных демонов.
Они сохранили свою ангельскую природу, но воля, ум и чувства их после падения направилтсь исключительно на зло.
Демоны – источник зла в мире. Они сеют зло везде, к чему могут прикоснуться.
Они повреждают людей тем, что учат их грехам.
По словам апостола Иакова, сделанный грех рождает смерть. То есть, повреждая душу, демоны убывают тело, рождают страдания внешние, телесные. Сделав грех – мы повреждаем себя. Ни один волосок не может упасть с нашей головы без воли Божией, но грех мы совершаем сами. Это повреждение становится тем, что исправляется страданиями. Поэтому, можно сказать, что демоны – источник бедствий для всего сотворенного.

У демонов есть только одно средство борьбы с человеком. О нем говорит Ева: змей обольстил меня. Ложь, которую мы принимаем в виде помысла или страсти изменяет нас, и со временем подчиняет нас диаволу. Такое состояние является началом одержимости, греховного навыка, смерти души, рабства греху.

Иногда Господь попускает демонам повредить в человеке его душевное самовластие, когда разрушается человеческая личность. При этом демон действует в человеке вместо него самого. Иоанн Кассиан описывает это так: в человеке есть некоторые телесные органы, через которые в теле действует душа. Они являются как бы троном, престолом царя-души. Физическое беснование напоминает то, когда на этом престоле начинает восседать демон, вместо души. Это состояние является для человека крестом страданий и средством, которое, подобно темнице, препятствует совершению греха. То есть физическое беснование для некоторых людей является спасением от их греховной жизни. И поэтому даже великие святые не всегда могли избавить человека от физического беснования. Один из святых отмечал, что многие люди, избавившись от беснования, затем погубили свою душу, предавшись беззаконной жизни.
Физическое беснование наступает тогда, когда демоны не имеют возможности нанести человеку больший вред, повредив душу.
Но самая тяжкая болезнь тела – это физическое беснование. Поэтому избавление от такого состояния для человека не менее желаемое, чем воскресение из мертвых.

Мы видим, как отец юноши обращается ко всем средствам, которые могли быть использованы в подобном случае: к медицине и религии.

Еврейский народ, почерпнув обильные научные знания в Египте и Халдее, во времена евангельской истории уже  обладал обширной медицинской школой. Еврейские врачи (не колдуны) даже в те времена славились на Востоке своим искусством.  По всей видимости, отрок   мог получить ту  медицинскую помощь, которая существовала в его время.

Что касается средств религии, то не нужно забывать, что ветхозаветная Церковь имела данные Богом  средства для помощи бесноватым: богослужения, обряды, жертвы. Они, правда, были только образами Новозаветных благодатных даров, но служение пророков уже показывает мощь этого образа: даже мертвые воскресали.

И вот перед нами последнее испытание для отца – он приходит к самым апостолам, которые несколько месяцев назад получили от Христа благодать с заповедью: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. И вот эти сосуды всемогущей благодати не могли помочь его беде.  Сами апостолы предстают бессильными перед миром! А мы иногда ропщем на то, что используемые нами церковные средства иногда оказываются не всесильными.

Здесь мы видим пример кажущейся богооставленности. Помысел говорит: «нет Бога с нами, Христос нас покинул, молитвы не помогают, Таинства бесполезны, все церковные и медицинские средства бессильны!»
Но не Бог виноват в этом испытании. Евангелие указывает нам его причину.
Существует важная закономерность духовной жизни: чем дольше демон действует в человеке, тем большую власть над человеком он получает. Апостолы воскрешали мертвых, а вот застарелое беснование исправить не смогли.
Этим самым Евангелие открывает нам правило: «нам нужно бороться с грехами до того, как они станут нашими привычками. С грехом нужно бороться, когда он еще юн. Нужно вавилонских младенцев разбивать о христов камень, пока они не стали великанами и не поработили нас. Нельзя медлить в грехах».

Так же нам нужно позаботиться о наших детях, потому что посеянные в детстве грехи самые жестокие. Они властвуют над людьми самым тяжким образом. Грех напоминает дерево. Только что вышедший из желудя дуб больше напоминает траву, чем дерево. Так же и детские грехи. Не всегда страсти в детстве выглядят так же, как и у взрослых. Такие вещи как пьянство, наркомания, вожделение очень заметны до того, как они впервые исполнены на деле.

Все сказанное важно для нас тем, что помогает понять свою духовную болезнь, свое рабство страстям и свою косность в этом рабстве.

Бессилие апостолов, иудейских левитов и опытных врачей показывает, что формальное применение самых действенных средств часто оказывается бесполезным. Нужно об этом помнить, когда нам дают советы: сходить в церковь, причаститься, поисповедоваться, прочитать акафист, поставить свечку. Все эти средства очень полезны, но формальное применение этих средств иногда не дает результата, на который мы рассчитывали.
Что же открывает нам Господь?
Сердцевиной борьбы с демонами может быть только две вещи: первая –  борьба с причиной власти демонов над нами, то есть с маловерием и развращением, а вторая – средства, которые отрывают нас от праха земного: пост и молитва. А вовсе не ритуалы или, тем более, некие амулеты, как часто воспринимают невежественные люди. Чаще всего люди, столкнувшиеся с действием демонов, ищут «сильного» старца или какую-то могучую молитву. А Господь  нам указывает другие средства: целомудрие, веру, молитву и пост, которое могли бы изменить нас, а не мир, вокруг нас. 

В 10-ю неделю по Пятидесятнице в Церкви читаю середину 4-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам. Содержание этого чтения таково: "Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,  и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:9-16).
Здесь апостол Павел дополняет сказанное в Евангельском поучении о борьбе с демонами: «мы, то есть ученики Христовы, сделались зрелищем, то есть предметом пристального внимания, для мира, для Ангелов и людей». Наше духовное состояние оценивают люди и Ангелы. Но Ангелы бывают не только святыми, но и падшими. Падшие ангелы – или демоны исследуют нас тем, что подают нам соблазн и обольщение, с которых начинаются наши пленения демонам.
Дальнейшие слова Апостола являются раскрытием и дополнением Христовых заповедей о борьбе с демонами. Господь говорит о подвиге поста, а Его Апостол дает наставление о том, что нам необходимо ощущать себя людьми, приговоренными к смерти. Господь говорит о вере и молитве, а Апостол говорит о подвигах невольных, которые также врачуют человека: «доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,  и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне» (1Кор.4:11-13). А наставление о всех видах подвигов, как средстве оторвать себя от области, в которой пресмыкаются демоны, Апостол говорит: «подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16), показывая нам путь исполнения предание духовного опыта, которое пришло к нам от Отца, через Сына, и хранится в мире Духом Святым в трудах святых отцов: от Антония, Макария, Пимена, Пахомия Великих, Исаии Отшельника, Исаака Сирина, до отцов более поздних времен: Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. То есть нам надлежит не изобретать в своей жизни то, как бы нам противостать демонам, а принять опыт тех, кто однажды демонов победил – постом, целомудрием, верою, молитвой. Но нам надлежит эти средства использовать не так, как нам кажется правильным, а так, как ими пользовались святые. Да будем всегда пребывать в том же месте, где и они. Аминь

2

10-я Неделя по Пятидесятнице. Проповедь 17.08.14.

В 10-ю Неделю по Пятидесятнице в Церкви по уставу читается середина 17-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется о том, как Господь, сходя с горы Фавор после Своего преславного Преображения, исцелил юношу, беда которого заключалась в действии бесов, господствующих в нем. Господь указал, что источник этого господства не в окружающих нас людях или  колдунах, или экстрасенсах, но в нас самих.
Подлинная причина власти демонов над нами, как об этом говорит сегодня Господь, развращение и маловерие. Господь называет тот, род людей, который побеждается демонами: «род неверный и развращенный», и это развращение и маловерие,  родившись в нас, открывает двери нашей души демонам.

Нам всем важно в борьбе с демонами очищать себя от душевной нечистоты, то есть от блудных помыслов и вожделений, и, тем более, от телесного исполнения блудного греха.
Чтобы не стать игрушками в руках демонов людям нужно не об амулетах заботиться или о каких-то ритуалах, а о доброй нравственной жизни.

Вера, как сила, защищающая нас от демонов, имеет основание в нравственной жизни. Такая вера рождается по слову апостола Павла от слышания, то есть от чтения Священного Писания и писаний отцов. Вот почему в великой опасности живут те, кто не имеет в своем уме Евангелия, и не читает его. Люди часто заботятся о том, чтобы их дом был освящен, а вот о чтении Священного Писания не заботятся.

Внешнее проявление веры – благоговение и страх Божий. Когда человек теряет страх Божий, в нем исчезает стена, которая отделяла человека от демонов.

Беда некоторых людей в том, что они под верой понимают некую систему запретов и ритуалов: с вышиванками, внешними обрядами, водой и яблоками. Все эти вещи, являясь младенческими пеленами для нашей веры, имеет свою пользу  и место в деле спасения, но беда, если человек всю жизнь остается в этих пеленах.

Другие средства противостояния демонам – это пост и молитва.

Пост описан в Евангелии словами: «помажь свою голову маслом и умой лицо водой». По толкованию отцов масло – это милость к ближнему, а вода – это слезы покаяния. В этом отношении исполнение устава поста, с воздержанием – является средством приобрести себе милость к ближнему и покаяние, что и определяет ценность поста. (о нищете духовной из-за падений?)

Каким образом целомудрие, вера, пост и молитва могут избавить нас от демонов?

Диавол еще в Едемском саду услышал от Бога  проклятие себе: «проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей».

Прах – это все, что не есть Бог. Поэтому гордость и тщеславие, как будто парят в духовных ощущениях в Небесах, но в действительности является жизнью в прахе.
Когда человек обращается к молитве и посту, его ум и тело отрываются от праха земного. Демоны не могут подняться за человеком, который отдаляется от праха. Таким образом, человек становится выше демонов. Вот почему одна из Евангельских заповедей звучит так: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими. Точно так же человека избавляет от демонов вера, при котором человек видит глазами своей веры Небо, а прах и земля, которой нас обольщают демоны, наоборот, теряет свою привлекательность. При целомудрии человек занимает правильное положение к той земле, из которой он сотворен. И таким образом так же отрывается от праха.
Итак, постараемся очистить наши умы и сердца от блудного вожделения, наполним их евангельской истиной из прочитанных книг, дадим уму и телу крылья из молитвы и поста, чтобы демоны не могли даже прикоснуться к нам. Аминь.


Вы здесь » Покаяние » Протоиерей Алексий » Исцеление Бесноватого Юноши. 10 Неделя