Неделя 11-я 24.08.14 лекция

В 11-ю Неделю по Пятидесятнице в Церкви читается притча о немилосердном должнике. Ее содержание таково:
«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:23-35)

Если мы внимательно присмотримся, то увидим себя в этой притче. В этой притче наш долг перед Богом, и темница скорбей, и наши домочадцы, и наши должники.

Мы все приходим к Богу и просим: «потерпи на мне» (Матф.18:26).
Мы видим себя, заключенными в темницу. Нам тесно на земле. Здоровья у нас нет. Дни жизни нашей уходят. Радость рассеивается, как утренний туман.
Хуже всего то, что мы видим тех, кого любим, страдающими.

Страхи наши также образуют темницу. Боль, которую мы когда-то испытали, оставляет после себя рану в виде страха, потому что мы боимся, что боль вернется.

Кроме темницы из скорбей нашего тела есть еще и другая  темница.
Философ Эпиктет задолго до Рождества Христова говорил: человек, который порабощен плотью, но свободен душой – свободен, а тот, кто свободен плотью, но порабощен в душе – раб.  В нас самих воздвигнута темница. Ее стены из страстей. Нет возможности бежать из этой темницы.
Страсти, проявляющиеся отчаянием, обидой, тоской, окружают наш ум и сердце со всех сторон. Современный мир умножает соблазны. Телевизор, современные средства пропаганды разжигают в людях страсти, учат считать свободой только свободу совершать страсти без препятствия. Однако такая свобода делает человека не только рабом для демонов, но и дает возможность злым людям управлять нами, превращаясь в подлинную темницу уже для тела.

Но мы знаем и о темнице еще  более страшной - смерти, о которой говорит Господь: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф.7:13). К этой темнице приходят мысли всякого человека, который посмотрит на свою жизнь без фарисейского лукавства.

В словах: «государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить» (Матф.18:25) можно видеть иносказание. Наши домочадцы  – это вся наша жизнь и ее плоды:  успехи и достижения.
Мы также можем увидеть, что жизнь наша, по словам Езекии, уносится от нас, как шалаш пастушеский, а плоды нашей жизни – терния и волчцы.

За что эта темница, за какой долг?
О любом человеке говорится «некто, который должен был … десять тысяч талантов» (Матф.18:24). Десять тысяч талантов в греческом языке - это число денег, которое произносится одним словом. Это долг единый.
Что он такое?
Если говорить о человечестве в целом, то этот долг в нашем сотворении.
Мы получили из рук Божиих свою душу и тело.
Бог со¬творил Адама богом для всей твари, чтобы Адам был душой мира. Благодать Божия присутствовала в Адаме. Он был весь одет Духом Святым, как херувим.
Через душу Адама благодать Пресвятой Троицы оживляла тело, а через тело человека эта  благодать питала весь вещественный мир.
Адам был как пуповина между миром и  Богом, через которую совершенный Дух животворил прах. В этом заключалась заповедь: «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).
В начале творения человек был поставлен у цели своего сотворения. В его душе и теле был Свет, и этот Свет был жизнью человека. Человек мог говорить с Богом лицом к лицу. Все стихии мира служили ему. В силах его естества было блаженство.
Святость, чистота и блаженство, тело, душа, силы естества, стихии мира, вся вселенная, наше тело и душа, наш разум, воля и чувства составляли то, что  человек получил в начале своего сотворения.
Первые страницы Библии повествуют о том, как Бог творил мир, всю вещественную вселенную для того, чтобы все сотворенное, как прах и безжизненное тело оживить сердцем и душою - человеком. Адам стал душою живущею для всего сотворенного.

Когда мы стали должниками?
Момент истории мира, когда человек стал должником,  соответствует грехопадению в Едеме при Древе познания добора и зла.
Человек избрал для себя смерть. Тогда весь мир, сотворенный для Адама,  сразу извратился.
В послании апостола Павла к Римлянам это описано как произвольное для человека предание своих членов: тела и души, сил тела и сил души в рабство демонам и смерти.
Но кто-то может сказать, что он  ничего не брал в долг у Бога, и что он не виновен в грехе Адама.
Но дело в том, что все мы получили от Бога больше чем Адам. В Таинстве крещения мы соединяемся с Богом, как Лоза с ветвью. Таинство Крещения обновляется всякий раз, когда совершается исповедь, на которой повторяются обеты святого крещения. Но еще большее чудо совершается тогда, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Во всех этих Таинствах мы получаем больше, чем Адам при сотворении. Мы получаем Самого Бога.
Об этом говорит апостол Петр:  «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,  предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,  уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1Пет.1:18-21).
Цена каждого человека – Христос.
В притче о должнике этот долг назван десятью тысяч только для того, чтобы назвать этот долг простым и неделимым словом. Чтобы подчеркнуть этот единый долг.

Теперь нам необходимо обратить наше внимание на суд, который совершается.
«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;  когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (Матф.18:23,24).
В притче суд выглядит грозно. Как же он выглядит в реальной жизни?
Этот суд совершается перед лицом нашего ближнего. Любой наш ближний (свекровь, жена, сотрудник, подчиненный) – это Христос, Его нерукотворная икона. О нем говорит Христос: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).
Как происходит суд?
Этот суд описывается в последних главах Евангелия как суд над Христом пред синедрионом, Пилатом и народом Иерусалимским. Наш ближний – Христос, а мы переменно занимаем то место первосвященника, то место Пилата, то место иерусалимской толпы. Когда мы судим человеческие грехи, мы восходим на престол лжеправедного Каиафы. Когда мы судим ближних по нашей выгоде, мы сидим на седалище Пилата. Когда мы увлекаемся общественным мнением, модой, обычаем, тогда мы становимся на месте иерусалимлян. К нам приходит наш Царь в лице нашего ближнего, чтобы сосчитаться с нами за Его пролитую на Кресте Кровь.
Суд совершается не над нами, но нами.
Как страшен приговор этого суда!
Мы казним Христа, и отсекаем себя от источника нашей жизни.

Бог – это не деспот, который принуждает нас к чему-то. Бог – наш любящий Отец. Не Бог изгоняет человека в злую темницу для муки, но сам человек произвольно удаляется в эту тьму кромешную.   

Но чаще всего этот суд совершается в одиночестве.
Есть в мире особенный человек, против которого мы весьма немилосердны. Он смотрит на нас тогда, когда мы смотримся в зеркало. Этот человек – мы сами. Мы тоже – образ Христов. Всякий раз, когда мы лишаем свою душу благодати, когда убиваем ее совершением греха, когда мы не даем ей то, что возводит к Небу, мы калечим нашу душу. Поэтому давайте не успокаивать себя словами: «я никому ничего плохого не сделал», если мы не ходим в храм, не причащаемся, не молимся, заповедей не исполняем.

Бог не перестает любить человека. Любовь Божья к человеку не изменяется: изменяется человек.

Когда мы называем Бога Творцом, тогда мы исповедуем, что Он наш корень, а мы Его ветви. Пока ветвь соединена с корнем, у нее будет все хорошо. Когда отделяется – ветвь сохнет и умирает. В притче показано такое удаление. Это разъединение человека с Богом является гордостью и смертью. Оно и есть темница.
Мы приняли ее в своем рождении вместе с природой пропитанной смертью. Но мы многократно в своей жизни еще и повторили это тогда, когда Христос приходил сосчитаться с нами..
Во время нашего падения Бог не изменяется. Его правосудие не может быть оскорблено грехом. Потому что Бог -  не человек, Он не меняется.
Правосудие свершается в том, что: «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19). Суд над человеком в том, что человек уходит от источника своей жизни – Бога, во тьму. Он как будто закрывает свой рот и нос, чтобы животворящий воздух не попадал в его легкие.

Помыслы, тоска, пустота души человека, живущего в грехах. вносится в человека, как закваска смерти. Он начинается в духе, перекидывается на душу, рождая страсти, распространяется на тело. Страсти уныния, печали и гнева превращают жизнь человека в страдания. Чревоугодие, вожделение, тщеславие, сребролюбие, действуя в каждом человеке, оставляют его в состоянии самообольщения. От этого наше тело начинает разрушаться. Эта темница  находится в глубине нашей души.
Мы вносим в свое естество огонь. А потом виним Бога за то, что этот огонь нас мучит.
Темница – эта весь образ страстной жизни, в которой живет современный человек.  И верующий, и не верующий.

Притча о немилосердном должнике входит в число Евангельских притч о Царстве Небесном.
Таких притч несколько. Все они показывают одно и то же Царство небесное, но  с разных сторон.
Притча о злых виноградарях рассказывает нам, в образе насаждения виноградника,  историю того, как Бог приготовил нам  наше имение. В притче о сокровище на поле и многоценной жемчужине говорится о том, как это имение приходит к нам в нашей жизни. Притча о блудном сыне рассказывает нам, как мы дурно пользуемся этим имением, и как мы страдаем тогда, когда это имение теряем. Притча о добром самарянине начинается с того, что Господь указывает нам тех, кто учит нас расточать наше имение – демонов-разбойников. Притча о богаче и Лазаре показывает нам судьбу людей, расточивших в страстях имение, которое Бог им дал тогда, когда  сотворил человека (или же в день крещения или причащения).
В этом круге евангельских притч о Царстве Небесном  притча о немилосердном богаче показывает нам то, как человек оказывается перед Лицом Божиим. Она является продолжением притчи о блудном сыне для небрежных людей, которые считают, что формальной исповеди достаточно для спасения, но и  показывает средство исправления, без которых одна только словесная исповедь, как у блудного сына, будет малосильной.

Во всех этих евангельских притчах о Царстве Небесном предмет один – история всего Человечества. 
Но это вместе с этим  так же история каждого из нас с предупреждением, как бы нам удалиться от худшего и приобрести лучшее.

Один из видов встречи человека с Богом – это святая литургия. Мы приходим на нее, как должники, и получаем прощение и милость (как блудные сыны) втуне. Но в притче напоминание – выйдя из храма нам нужно самим стать проповедниками мира и благости.

В этот же день читается поучение из 9-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам: «Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор.9:2-12).
Здесь говорится о долге человека: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?»
Уточним его в притче следующей Недели – в притче о Винограднике.

Неделя 11-я 24.08.14 проповедь

В 11-ю Неделю по Пятидесятнице в Церкви читается притча о немилосердном должнике, который, получив от своего Царя прощение огромного долга, не смог простить своему должнику долг в несколько монет, за что оказался в темнице.

В этой притче передается история каждого из нас. Долг наш – это та слава, которой Бог наделил нас в день сотворения, а также та слава, которую мы получили в день крещения или после крещения:  в день Причастия Тела и Крови Христовых.
Жена и дети – это наши помыслы и воля, которые предаются в рабство демонам и страстям. Темница – это мрачное состояние духа, полное тоски и уныния.
В притче мы видим молитву, и быстрое извинение-прощение в наших грехах. Стоит нам только попросить, и Бог тут же нас прощает наши грехи.

Но в нынешней притче происходит объяснение того, что происходит за тем. 

Человек взывает к Богу: «потерпи на мне», я исправлюсь, начну исполнять Твои заповеди, не буду грешить, буду ходить  в церковь  (Матф.18:26). Тут же происходит прощение: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Матф.18:27).

Неверующие люди смущаются тем, что Бог прощает грешников. Они смеются, говоря: «замаливают грехи свои»: аборты, прелюбодеяния и воровство. Но Бог и так не гневается на грешников. Он – как  солнце на Небе. Он дает все всем просто и без упрека. Между человеком и Богом стена не из гнева или оскорбления Бога, как это выглядит на первый взгляд на притчу о должнике, но состояние самого человека – тьма, которая в человеке.

Все грешники входят в Жизнь и Свет, если они  действительно, как Благоразумный разбойник, преображаются и становятся другими в покаянии. Не Бог причина тьмы, и поэтому не без человека эта тьма изгоняется из человеческого сердца.
Но тьма покидает человеческую душу только от труда. Поэтому извинение в грехе приходит быстро, а вот изменение самого человека – медленно. И только это изменение может назваться покаянием, вводящим в Царство Божие.

Мария Египетская десятилетия провела в подвигах, которые превышают человеческое воображение.

Долгое время душа человека приносит только терние и волчцы страстей. И вот для скорейшей победы Бог милосердый дает грешникам, покаявшимся блудным сыновьям, лекарство для того, чтобы изгнать тьму и принять свет.
Мы видим, что человек, получив прощение от Бога, оказывается уже перед своим должником. Кто он такой? Это всякий мой ближний, на которого я соблазнился или обиделся по выдуманной или реальной причине. Это мой родственник, который сказал мне что-то злое, это мой начальник, который меня обидел, это вор, который у меня что-то украл и тд. 
Я встречаюсь с ним, и у меня есть возможность поступить так же, как и мой Бог поступил со мной: простить, не требуя никакого удовлетворения, считать все злое небывшим.
Мы можем покрыть своей милостью и любовью недостатки нашего ближнего тогда, когда увидим его немощи и грехи. Особенно это актуально внутри семьи, между родителями и детьми, между супругами.

Мимо прощения обидчиков на пути ко спасению пройти нельзя. Это порог пути к Царству Небесному.

Нам необходимо всегда помнить, что, имея перед своими глазами нашего ближнего, мы сами стоим перед Богом.
Мы видим перед собой заповедь: «Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мар.11:25,26).
Мы видим перед собой правило удаления от темницы, которая нас окружает, которая проникает внутрь рас: в каждом нашем ближнем видеть собственную душу, и делать людям то, что хотим, чтобы Бог сделал нам: прощать и миловать.
Мы ищем жизни вечной. Мы просим о победе над страстями  печали, уныния, гордости, тщеславия, вожделения, сребролюбия, гнева и чревоугодия. Мы стучим в наше каменное сердце, чтобы оно открылось для духовной жизни: любви, кротости, смирения и веры. Мы видим средство к достижению цели. Все благо к нам приходит к нам от любящего нас Отца не без нас.  Давайте поможем себе, чтобы покинуть мрачную темницу, в которой и ум, и сердце, и тело наши. Постараемся укрепить себя на борьбу со своим немилосердием и ложным исканием справедливости. Да избавимся от своей душевной темницы и скорбей.  Аминь.

Отредактировано Протоиерей Алексий (2014-08-23 23:40:28)