Православный форум Полтавщины "Покаяние"

Покаяние

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Покаяние » Библейская группа » О гневе, совести и соблазне: Вторник Первой Седмицы


О гневе, совести и соблазне: Вторник Первой Седмицы

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

"Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта" (Матф.5:21-26)

2

Мне кажется, что начать разбор гнева и соблазна  нужно с интернет-общения. Ведь для него наиболее характерна ленинская формула: "вежливое по форме - издевательское по содержанию". Например: возьмем такую фразу "Когда украинец умнеет, он становится русским".
Для нас такое не приемлемо. Ведь кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону. Вот и братский синедрион и замечает: грубо слово сие.

3

Важным дополнением Церкви в истолковании этого места в Евангелии является апостольское поучение этого же дня.  "открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства" (Рим.1:18-28)

Здесь в первую очередь описана темница совести, в которую впадает всякий, кто не слушается своей совести. О чем описано здесь: "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта". Соперник - совесть. Темница совести описана Павлом: "омрачилось несмысленное их сердце".
Так что к совести нужно относиться очень внимательно. Когда она погаснет - духовная жизнь прекратиться. Авва Дорофей говорит, что ничто так сильно не погашает совесть, как дерзость.

4

Если зашкалит дерзость, то стараюсь напоминать себе, что пустых людей нет, в каждом горит искра Божия, а насколько она разгоревшаяся мне не известно. И радуюсь, когда вспоминаю слова св. прав. Иоанна Кронштадского о почтительности с нежностью. Мама говорит, что мой папа так относился к своему папе, и мне тоже хотелось бы так научиться относиться к любому человеку, найти в себе позитивный потенциал по отношению к ближнему и желательно не в чем-то одном.

Отредактировано Тамара С. (2014-08-27 11:11:39)

5

Протоиерей Алексий написал(а):

Здесь в первую очередь описана темница совести, в которую впадает всякий, кто не слушается своей совести. О чем описано здесь: "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта". Соперник - совесть. Темница совести описана Павлом: "омрачилось несмысленное их сердце".
Так что к совести нужно относиться очень внимательно. Когда она погаснет  - духовная жизнь прекратиться. Авва Дорофей гов-рит, что ничто так сильно не погашает совесть, как дерзость.

Вот-вот. Лучше научиться действовать согласно своей совести. То есть по совести совершать поступки, а не наоборот, совершать поступки, а потом совестью себя за них укорять. И так по кругу наступаем на те же грабли. То есть совесть не должна спать, она должна бодрсвовать.
Чем и занимаюсь - учусь поступать по-совести. (Признаюсь, тяжело в учении)

6

Помимо уже имеющихся практических выводов, есть еще: о каждом из нас (и о спасении каждого из нас) у Господа есть свои планы, поэтому не следует делать выводы о том, что ближний безнадежен в глазах Божиих и не сможет спастись (помню, когда-то читала, что словом "безумный" иудеи называли не больного психически, а того, кто не хочет знать Бога).

Важный практический вывод: о том, в каком состоянии следует совершать молитву (и причащаться Св. Тайн) - состоянии примиренности с ближними (такой мир - один из залогов примиренности с соперником-совестью). Мы должны сделать все возможное, чтобы ближний не держал на нас обид.

7

Просто Оксана написал(а):

(помню, когда-то читала, что словом "безумный" иудеи называли не больного психически, а того, кто не хочет знать Бога)

Слово "мОрос" - человек, занимающий эпатажем.


Вы здесь » Покаяние » Библейская группа » О гневе, совести и соблазне: Вторник Первой Седмицы