В начале нам необходимо узнать нашего врага.
Христос перечисляет его признаки: "Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Матф.5:44).
С одной стороны, нам кажутся врагами те, кто нас проклинает, ненавидит, обижает и гонит.
Но вот не кажутся а являются те, над которыми исполняются "правило трех не": кого мы не благослОвим (то есть, антоним злословия - не говорим хорошо), кому мы не благотворим (то есть не делаем добрых дел, включая материально-денежные и духовные - милостиво прощать недостатки), не молимся о нем.

Такой враг может оказаться совсем рядом с нами: родная тетя или даже супруг. Реже, но так же часто, таким врагом оказывается тот, кто работает со мной (особенно начальник) или живет по соседству.
К близкому кругу относится и интернет собеседники.
Особый образ врагов - это именно ОБРАЗ сосланный нашими кукловодами - повелителями наших мыслей. Без врага не возможна страстная идеология религиозного экстремизма или национализма.

Вопрос сложный: как побеждать своего врага? Как победить начальника, супруга, соседа?
Классика, как мне кажется, в книги аввы Дорофея.
К ее разбору нам нужно будет обязательно вернуться.
Но прямо здесь хочу предложить метод, с которым я столкнулся сегодня.

Среди учеников преподобного Паисия (Жития святых, 522 – Свт. Дмитрий Ростовский был некий старец, который имел совершенно мирские обычаи и нравы; и когда иноки, для наставления, приходили к преподобному и слушали его богодухновенные слова, – слушал с ними и старец тот, но пользы от этого он никакой не получал, ибо не имел в себе хорошо возделанной и влажной почвы, но сердце его было, как камень, ожесточено, и потому доброе семя божественных бесед не могло в нем укорениться и прозябнуть: по временам он даже поносил слова святого; ибо отойдя от лица преподобного, старец тот, пред другими братиями, иногда позволял себе и ругаться над беседами святого Паисия, говоря при этом одну только растлевающую и хульную ложь, как и подобает людям мирским и нечестивым, – и некоторые иноки соблазнялись хулениями слышанными от него. По прошествии довольно продолжительного времени, братия, не желая более слышать развращающих слов его, но и не смея сами поведать о том святому отцу, отправились к некоему боголюбивому и добродетельному подвижнику, жалуясь на того злонравного старца; тогда подвижник этот отправился вместе с ними к великому Паисию.

В то время, когда святой наедине упражнялся в богомыслии, послышался Ангельский голос:

– Да известно тебе будет, отец, что старец тот, который находится вместе с твоими учениками, производит соблазны и совращает других братий; и так, нужно пресечь безчинный его обычай и исправить его при помощи заповедей.

На сей голос святой Паисий ответил:

– Давно бы сделал это, если бы знал, что могу исправить его. Но так как диавол готов погубить его и, являясь, заманивает его своим коварством в сеть свою, то поэтому я не могу сказать ему что-либо жестокого, дабы он не принял слово мое с горечью и не счёл его для себя обидным: ведь в этом случае он может выйти из среды братий и из пустыни и снова пойти в мир; тогда я окажусь виновником его погибели и буду повинен пред Богом, так как не мог потерпеть брата, обуреваемого врагом; нужно же молиться о нем, да исцелит его Господь от такого недуга.

Сказав это, он начал молиться о старце том, и тотчас же увидел хульного и бесстыдного духа, исходящего из старца. Потом с тем боголюбивым подвижником пришли братия ко отцу, но прежде чем стали рассказывать о бесчинном старце, пришел и он в след им и, припав к ногам святого отца, стал слезами омывать их, каясь и прося прощения, и обещая исправить свою жизнь. После этого он стал кротким и послушливым: он с радостью слушал богодухновенные беседы, исходящие из уст преподобного отца и всячески старался исполнить на деле то, что воспринимал из его поучений. И вскоре он многих превзошел в добродетели, и стал опытным отшельником, – и всё это при помощи и по молитвам святого Паисия, испросившего ему у Бога великую милость.

Вероисповедание:Православный
Преподобный Паисий в Житии показан как премудрый и рассудительный человек. Однако он НЕ ЗНАЛ КАК уврачевать душу своего брата.
Мы видим действие нищеты духовной и плача:
1. Паисий осознаёт СВОЮ НЕМОЩЬ и невежество.
В случае с нами, нам нужно будет исповедовать пред Богом и то, что мы не всегда понимаем - мы согрешили, или против нас согрешили. Мы чаще всего путаем. Важный признак, что согрешили именно мы - в нас кипит гнев и обида. Это действие сокровенной внутренней лжи. Чем больше во мне кипит кровь - тем больше я виноват. Если во мне кипит кровь, но я уверен в своей правоте - это признак "дымовой завесы" - лжи духа

Познание своей немощи всегда имеет плод: я немощен, потому что я человек, унаследовавший от праотцев немощь. Но и мой ближний такой же как и я. Он тоже дерево худое (больное) и поэтому рождает такие же как и я худые (больные) плоды. А значит, и он немощен моею болезнью, а я его.
Сознание немощи рождает плач - молитву о себе и о брате. Человек, борясь с братом - борется с собой.

Плач рождает кротость. Кротость - это безсоблазнство. То есть не соблазняться и не соблазнять. (это нужно будет обсудить отдельно, то есть способность не обижаться и не рождать обид), но смысл в том, что человек, видя перед собой язву свою и брата - жалеет брата, да не ранит язву, и поэтому осторожен в своих действиях, а не так, как иногда люди врачуют братьев - босая им в голову бриллианты весом в килограмм.

и вот №3, не зная о том, что полезно и действенно в конкретном случае, он врачует болезнь-язву не каким-то скальпелем, но елеем молитвы. Даже Паисий не нашел в себе ума и уменья воспользоваться скальпелем.

Итак, заметив в себе соблазн на врага, нам нужно обращаться к молитве.
Цель молитвы - прекращение соблазна. Как это произойдет: изменюсь ли я, изменится ли мой ближний, но я начинаю исполнять закон Евангелия: молись о враге. Но прошу Бога не о какой-то частности, а о уврачевании его язвы (которая и на мне). Поэтому молитва происходит о НАС.
добавлено: 3 мин. назад
Набор молитвенных слов, вторичен. Важно настроение.

Кратко и мобильно: Иисусова молитва, молитва авв Дорофея и Богородичное правило
Некисло и по книге: акафисты и каноны
В самое яблочко: литургия.

Все от НАС и для НАС.