Суббота Шестой седмицы. Дочь Иаира и кровоточивая жена.
19.07.14
В субботу Шестой седмицы по Пятидесятнице по уставу читается конец 9-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется об исцелении кровоточивой жены, а также о воскрешении дочери Иаира.
«Подошел ко Христу некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той» (Матф.9:18-26. зач.32)
Эти чудесные события, в которых очищалось, исцелялось и воскресало тело, является знамением того, что стало возможным после пришествия в мир Спасителя: очищение, исцеление и воскрешение души.
Прежде толкования Писания, необходимо дать некоторые разъяснения.
Что такое кровоточивость?
Когда Бог сотворил Адама и Еву, тогда и наш праотец, и наша праматерь имели одну славу и достоинство. Все изменилась после грехопадения, когда Господь сказал о женщине: муж будет господствовать над тобою. Это произошло из-за того, что Еву обольстил змей, то есть раб, над которым Бог поставил человека господином. Адама же обольстила Ева, то есть человек, которого Сам Бог дал ему в помощники, и который имел равное с ним достоинство быть образом и подобием Божиим.
Что представляет собою это господство, открыл нам апостол Петр: вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, то есть это господство напоминает заботу матери о своем ребенке-младенце, а не тиранию. Только из таких отношений между мужчиной и женщиной начинается семейное счастье для обоих.
Начиная со дня грехопадения, у всех женщин появился знак Евиного повреждения: ежемесячное кровотечение, как знак нечистоты и смирения.
В Законе Моисея особое внимание уделялось длительному кровотечению, которое приравнивалось к проказе, то есть знаку отвержения от народа Божия, когда женщине было запрещено покидать свою комнату и участвовать в религиозной жизни народа.
Если такая женщина прикасалась к святыне – она оскверняла ее. И за это могла подвергнуться строгому наказанию.
В чем же важность события с этой кровоточивой женщиной для нас, христиан, которые не связаны постановлениями Закона?
Господь в Евангелии открывает нам новое учение о нечистоте. Теперь нечистота имеет только духовное и нравственное значение.
Господь перечисляет то, что было прообразовано ветхими образами: исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, пре-любодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Матф.15:18,19).
Свою нечистоту мы скрываем в глубине своего сердца, и именно там она оскверняет храм наших душ.
Нечистота – это наши страсти и помыслы. Их нам запрещено хранить в себе и прикасаться к ним, и они отлучают нас от духовной жизни Нового Израиля – Церкви Божией.
В кровоточивой женщине мы видим образ человеческой души, которая осквернена.
От этой душевной нечистоты человек теряет способность к молитве, то есть он читает слова из молитвослова вместо подлинной разумной молитвы.
Из-за этой нечистоты души тогда, когда мы приходим в храм, наши умы заняты пустыми размышлениями и разговорами. Это происходит потому, что наша нечистота закрывает нам вход в храм нашего сердца.
От этой нечистоты наша духовная жизнь рассеяна, а сердца холодны.
Здесь присутствует связь с воскресением дочери Иаира.
Смерть и кровоточивость – это плоды грехопадения. Духовная нечистота – это повреждение души, а повреждение души – это скверна.
В этом два различные повествования соединяются, превращаясь в одно.
К объяснению важно добавить следующее: женщина 12 лет боролась со своей болезнью-осквернением, применила все возможные человеческие средства, но – без результата.
Выражение «все средства» означает использование всех медицинских и религиозных средств.
Несмотря на примитивность медицинских знаний того времени, в еврейском народе была масса искусных врачей, которые, ловко пользуясь травами, часто имели хороший успех в лечении многих болезней.
Религиозные средства – это молитва людей, которых в то время называли «сынами пророков», то есть людей имеющих не только прекрасное религиозное образование, но и ведущих праведную жизнь.
Здесь мы видим указание на важность собственных усилий человека в борьбе со своими духовными недугами.
Двенадцать лет – это длительный срок, в который любой человек может отчаяться и бросить любые усилия. Но в сегодняшней женщине мы видим удивительное мужество, твердость и упорность.
Нам важно уяснить разновидности человеческих средств. Они не равнозначные.
Во-первых, человеческими средствами является внешняя религиозная жизнь. Сюда относится упражнение тела в телесном посте, телесная молитва, телесное участие в Таинствах, упражнение нашего ума в чтении книг, упражнение нашего сердца в молитвословии, когда мы читаем акафисты и каноны.
Другие человеческие средства порождены ветхой мудростью.
Их появление связано с тем, что душевные страсти не только удаляют человека от Царства Небесного, но и вызывают душевные страдания, делают жизнь человека печальной. Для того, чтобы как-то уменьшить скорбь от душевных страстей, чтобы научиться жить между людьми так, чтобы этому не мешало наше тщеславие, гнев, сребролюбие или похоть, люди изобрели массу средств.
Их разновидности многочисленны – от правил поведения, гражданских законов, до высокоумных психологических средств психологии, психотерапии и даже многих религий.
Евангелие сегодня произносит приговор над всеми этим средствами.
О первом Евангелие говорит, что сами по себе телесные подвиги не способны исцелить человека. Поэтому углубление в то, что ныне называется «воцерковленностью», четкое следование церковным традициям и правилам поведения и благочестия, не способно уврачевать наши духовные болезни, если при телесном подвиге мы не будем учиться подвигу духовному.
Но и сам по себе духовный подвиг остается бесполезным, так как его функция только одна – привести нас в настроение умершего Лазаря, то есть познать свое повреждение и духовную нищету. Только с этого познания начинается подлинное наше исцеление, когда к нам, как к Лазарю, приходит Всемогущий Христос.
Человеческие средства, порождения праздного ума, могут дать только косметический эффект, которым не стоит пренебрегать, однако исцелить душу может только один Христос. Христос же – это не психологическая игра, но реальный живой Бог. Только прикосновение к живому Богу способно очистить нас от скверны.
В повествовании о кровоточивой жене есть предупреждение для церковных людей. Мы часто так живем духовной жизнью, что она оказывается менее плодотворной, чем усилия психотерапевтов. В этом случае нам не нужно прятаться, как страус от своих недостатков, считая себя самыми умными, и тем более нам не нужно бросать духовную жизнь ради средств психологии. Но нам необходимо пересмотреть свою жизнь, правильно ли мы живем по Евангелию.
То, что человек живущий духовной жизнью, часто создает впечатление психологически нездорового, – это не признак какой-то непонятности христианства для окружающих, но часто признак неправильности духовной жизни.
Человек, как кровоточивая жена, десятилетиями бьется, со своими страстями, чтобы исправиться, но подлинного результата в себе не видит. Господь говорит такому человеку: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». А мы часто соблазняемся и ропщем, обижаясь на Бога, что Он слишком медленно подает нам исправление.
Иногда, ощущая свою безуспешность в духовной жизни, люди перестают ходить в храм, или начинают ходить в храм так, что в храм ходят только одни ноги, а сердце остается в стране далекой.
Каждому такому человеку, изнемогающему в духовных трудах, и невидящему успеха, Христос говорит то же, что и Иаиру: «не бойся, только веруй». Не бойся, и иди за Христом своим умом, упражняясь в истине, и понуждая свою мертвую волю к исполнению заповедей. Наступит час, и душа наша будет спасена, она воскреснет – и уже как живая будет есть пищу сошедшую с небес: Тело и Кровь Христовы, наполняясь жизнью вечной.
Женщина двенадцать лет боролась, но не получала победы. Но мы не видим ее раздавленной, сдавшейся. Все человеческие средства испробованы и не принесли плода. У нее не осталось сил, чтобы продолжать борьбу со своим горем. У нее нет даже денег, зато у нее есть вера и надежда, и любовь к Богу. И она идет ко Христу, прикоснуться к воскрилию риз его. От Христа исходит благодатная сила, и женщина исцеляется.
Удивительная новость: многие люди теснили Христа, но только верующая исцеляется.
Мы тоже можем прикоснуться ко Христу. Мы тоже имеем воскрилия риз Его: иконы, крест. Но самое главное средство прикоснуться ко Христу – это Таинства исповеди причастия. Мы также можем прикоснуться, как и кровоточивая женщина ко Христу, чтобы наша нечистота ушла. Но для этого нельзя все это делать механически. Нужно иметь такую же, как и она, веру, а не такое потребительское настроение, как у толпы людей, окружавшей Христа.
Итак, испытаем себя, чтобы наша нечистота не осталась для нас тайной.
Приложим усилия для борьбы со своими грехами. Да познаем себя. Да увидим свою скверну, и пойдем ко Христу, чтобы прикоснуться к воскрилию риз Его чтобы очиститься.
Пойдем прикоснуться ко Христу в Его иконах, в Его Таинствах, совершим это с верою, да исцелеют души наши и телеса. Аминь.
В сегодняшний день также читается часть 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам. Содержание этого чтения таково: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне со-весть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и не-престанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть от-лученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9:1-5 зач. 100).
Здесь апостол Павел говорит о нечистоте и смерти душ людей, которые выглядят праведниками, и сами считают себя образцом для подражания.
Здесь же апостол перечисляет средства, которыми обладал Ветхий завет: «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти». Но эти средства не приносят пользы тем людям, которые не пользуются ими так, как должно.
Как пользоваться благодатными средствами «как должно» - показано на примере кровоточивой жены, ощущавшей себя грязной, нечистой и безнадежной.
По сути, ощущения кровоточивой жены, Иаира, сирофиники-янки, Петра во время чудесного лова рыбы и благоразумного разбойника - одинаковы.
Музыканты, которых Господь повелел вывести из комнаты, это символ праздности, суеты и плодов индустрии развлечения, которыми люди стремятся заглушить голос своей душевной боли.
Комната – образ сердца. Пока сердце не умолкнет от шума, воскрешающий голос Христа там не раздастся. Божественное приходит само, когда для него будет приготовлено место.
Шестая суббота предваряет Неделю о Пяти друзьях. В чтении, которое совершается по уставу завтра, пять друзей являются образом частей человеческой личности: души и тела; разума, воли и чувства; плоти и крови. Эти части повреждены падением. На этих силах печать греха. Прокажение от кровточивости и смерть девицы – образы, уточняющие расслабление человека в Капернауме.
Откуда они возникли?
Бог сотворил человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни. Тогда человек стал душой живущей. При этом жизнь тела была в душе, а жизнь души – в Боге.
Господь почтил человека Своим образом и подобием. Как Бога мы называем живым и блаженным, так и в человеке была бесконечная способность к жизни и блаженству, то есть счастью. Блаженство – означает наивысшее счастье, когда человек находится в совершенной гармонии со внешним миром и с самим собой. Этим жизни и блаженству человек был причастен ровно настолько, насколько сам человек был причастен Богу. Человек при своем сотворении был подобен ветви на Божественной, и значит, живой Лозе.
Диавол позавидовал человеку. Змий обольстил человека так, чтобы сам человек разорвал свою связь с Богом. Это повредило человека настолько, что его душа разлучилась с Богом. Бог назвал это повреждение смертью, а люди называют первородным грехом. Через множество лет смерть душевная заканчивается смертью тела. Предтечами смерти тела являются старость и болезни.
Люди, которые толпились вокруг Христа, и не исцелились – образ людей, которые без благоговения и веры, но механически относятся к святыням и Таинствам.