Суббота Седьмой седмицы 26.07.14 лекция
В субботу Седьмой седмицы по уставу читается конец 10-й главы Евангелия от Матфея и начало 12-й главы послания апостола Павла к Римлянам.
Содержание Евангельского чтения таково: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Матф.10:37-42).
Здесь содержится учение о несение креста, то есть о следовании за Христом. Но здесь раскрыт важный духовный закон о нашем отношении к ближним. Когда мы им служим так, как Христу, тогда мы получаем от Бога награду такую, словно мы служили лично Ему. Это означают слова: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Здесь же имеются слова об отношениях со священниками. По Священному Писанию, священство принимает свое служение из рук апостолов. Но иногда люди смущаются и соблазняются помыслами: «достойные ли приемники у апостолов»? Этот вопрос сегодня разрешает Господь: «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Когда мы принимаем человека слабого и недостойного как праведника или пророка, то мы, ради веры и обещания Христова, будем получать тот же плод, как если бы мы принимали подлинных христовых апостолов. Все, что мы совершим, служа им, не останется без воздаяния.
То же можно отнести и к благотворительности. Так как иногда люди соблазняются на недостойное поведение нищих. Господь обещает ныне воздаяние за любую чашу холодной воды.
Апостольское поучение таково: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:1-3).
Главное содержание апостольского учения:
1. самоотверженность в служении Богу «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу»;
2. Указание на внутреннюю духовную брань, умно-сердечное делание «разумное служение ваше»; то есть служение в разуме.
3. Учение о преображении человеческого духа в покаянии и противодействие соблазнам мира сего: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего».
4. Напоминание для унылых и отчаянных, что воля Божия, Промысел Божий, со всеми болезнями и скорбями – это «воля Божия, благая, угодная и совершенная»
5. Учение о прелести: «не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»
Суббота Седьмой седмицы 26.07.14 проповедь
В субботу седьмой седмицы по Пятидесятнице читается конец 10-й главы Евангелия от Матфея, где мы слышим слова Господа, обращенные к каждому из нас: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:38).
Из них мы узнаем, что христианство – это всегда следование за Христом. Мы начинаем этот путь тогда, когда, уверовав в Него, вступаем с Ним в Завет в Таинстве Крещения. Крещение предваряется оглашением, после которого человек произносит обеты Крещения. Если крестят человека в младенчестве, тогда он делает свой сознательный выбор о следовании за Христом в день первой исповеди, достигнув возраста, когда он сможет принять обеты осознанно. Первая сознательная исповедь – это всегда завершение начатого в день нашего Крещения, когда мы принимаем на себя обеты христианства, ведь сила Крещения обновляется тогда, когда мы приступаем к Таинству Исповеди.
Господь показывает нам условие следования за Ним. Оно называется отречением от мира. Словом «мир», от которого нам необходимо отречься, это не горы и реки, и даже не люди. Мир сей – это то, что во зле лежит. Мир сей, по выражению Исаака Сирина, – это средоточие всех страстей и всего страстного в этом мире. То есть мир сей – это все наши страсти, собранные в душах всех людей и воплощенные в словах, делах и помышлениях.
Мир, как море, разливается вокруг нас, и входит в наши умы и сердца, превращаясь там в то, без отречения от чего мы не можем идти вслед за Христом. Страсти живут в человеческих душах и противодействуют Евангелию.
Мы должны осознавать, что нашими врагами являются не люди, и поэтому мы боремся не с нашими ближними. Мир сей, море страстей, напоминает часовой механизм, где люди, подобно шестеренкам вращают друг друга, побуждая к служениям страстям. Нам нужно противодействовать не людям, а страстям и демонам, которые ими движут. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Но, противостоя страстям, нам может понадобиться противостоять и людям. Образец этого показал нам Господь, когда Он в Кессарии Филипповой, сказал Петру «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф.16:23). Ни на секунду Господь не переставал любить Петра, ни на секунду Господь не хотел отогнать его от Себя, но страсть, которая двигала Петром, нещадно отсекается.
Такое противодействие нашим ближним, уклонение от человекоугодия, означает заповедь любить Господа больше отца, матери и детей. Но за этим буквальным смыслом есть духовный урок для нас. Здесь наш «отец» – это ветхий Адам, наша «мать» – это плоть с ее страстями и похотями, наша «дщерь» – это воля наша, с ее пожеланиями, а «сын» – это ум с его помыслами.
Для того, чтобы следовать за Христом, нам нужно возлюбить Господа больше своих страстей, пожеланий, помыслов, злых навыков и стремлений ветхой нашей души.
Господь призывает нам отставить все принадлежащее страстям, но не требует, чтобы мы мгновенно приобрели бесстрастие. Сегодня Господь заповедует нам ненависть к тем страстям, которые живут в нас.
Мера нашей вражды с нашим злом – это мера нашего следования за Христом. Она, по выражению Иоанна Богослова, может иметь четыре последовательные возрасты: младенца, отрока, юноши и отца.
Церковь предлагает нам начальные упражнение для тела, ума и сердца, чтобы воспитать в нас победителей над этим злом. Эти упражнения вначале являются молоком для младенцев во Христе. Для ума такими упражнениями являются догматы и истины Священного Писания, для воли – церковная дисциплина с постами, праздниками, церковными богослужениями, для сердца – молитвенное правило и участие в Таинствах, для тела – правила жизни, например такие как: «не воруй, не блуди» и так далее. Конечно, это не является пределом человеческих возможностей, но является правильным началом для духовных младенцев. Веровать не так, как взбредет в голову, служить Богу, не так как показалось правильным, молиться Богу не так, как собственная фантазия положит на сердце – все это напоминает пелены для младенца. Но помыслу, который повелит отбросить все это, как не нужное, нам необходимо повторять слова Христовы: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Матф.16:23).
Сегодня Господь показывает нам глубину борьбы с собой.
Наше падение пропитало все, что в нас есть. Вся наша душа пропитана страстями. От этого нам приходится отвергать себя. Пища, пропитанная ядом, становится ядом. Так происходит и с человеческой душой. Только «потерявший душу свою ради Христа сбережет ее» (Матф.10:39). Сила самоотвержения такая же, как и смерть. Всякий, кто жалеет себя, оказывается побежденным. Чем быстрее человек бежит за покоем и комфортом души, тем быстрее покой и комфорт бегут от него. Единственный путь – бежать от саможаления, не оглядываясь. Это означает слова Христовы «сберегший душу свою потеряет ее» (Матф.10:39). Человек, жалеющий себя, берегущий свой покой, свою душу от всего неприятного, оказывается не вылеченным от своих греховных болезней.
Для отвержения себя человек использует два вида средств: понуждение себя на исполнение воли Божией, и принятие того, что ему посылает Промысел Божий. Это означает упорное исполнение заповедей и принятие воли Божией, при всех скорбях.
Ропот, чувство обиды на Бога при скорбях – это отречение от креста, как это произошло с разбойником, распятым на Голгофе слева от Христа.
Учение о взятии креста своего и самоотвержении себя некоторые люди воспринимают как отречение от всего хорошего и приятного в этом мире. На самом деле жестокость этого учения только кажущаяся.
Ведь жизнь человека вечная. Мы никогда не умрем. Мы только перейдем из одной жизни в другую. Поэтому мы сейчас только проходим только маленький этап нашей вечной жизни. Мы без всякого существенного изменения перейдем в жизнь после смерти и в жизнь после воскресения. Изменятся только тела наши. Страсти и все злое, которое мы имеем, останутся в нас без всякого изменения. Оказаться в жизни после смерти со своими страстями – это означает оказаться в аду.
Людские суеверия видят Бога судьей, Который по Своему произволу отправляет одних людей в ад, других в рай. На самом деле, рай и ад мы сами принимаем в себя по своему произволу. Сегодня Господь нас и призывает отбросить ад, который в глубине нашей души.
Услышав заповедь о взятии креста своего, вслед за Господом прошли в блаженную вечность все святые. Они прошли путем тесным и прискорбным, отрекаясь от всего, принадлежащего страстям. Они обуздывали свои пожелания подвигами, распиная дух свой на заповедях Евангелия.
Пойдем за Христом и всеми святыми и мы! Господь обещал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан.12:26). Хотя Господь это сказал перед Своими страданиями, но это относится и к блаженному состоянию и после Пасхи, после и Вознесения на Небо. Поэтому Господь говорит Своим ученикам, последовавшим за Ним: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3:21). Туда призывает Он последователей Своих: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матф.25:34). Аминь
Отредактировано Протоиерей Алексий (2014-07-26 12:52:14)