Славного прор. Божия Илии (IX в. до Р.Х.)
2 августа по новому стилю православная Церковь празднует память пророка и праведника Ветхого Завета Илии Фесфитянина.
Его жизнь переполнена удивительными чудесами. О ней повествуют две книги Ветхого Завета: конец Третьей и начало Четвертой книги Царств. Пророк Илия жил в Девятом веке до Рождества Христова в Палестине. В это время еврейский народ разделился на два Царства: Израильское (Северное) и Иудейское (Южное). Для того, чтобы закрепить свою независимость от Иудейского царства и Иерусалима, а также от царей из племени Давида, израильские цари изобрели особенное средство – они создали независимую церковь. Это изобретение было чисто политическим, по принципу, «чем дальше от Иерусалима, тем лучше», не беспокоясь о том, что этот принцип превратился в принцип: «чем дальше от Бога, тем лучше». Свою новую и самостоятельную церковь цари израильские поддерживали и деньгами, и силой. Но так как эта церковь изначально никакого отношения не имела к религии, которая сошла с горы Синай, царям самарийским пришлось заодно изобретать некую видимость древней религии. Они вместо священников из рода ааронова стали ставить разных самозванцев, которые проповедовали все, что угодно царю. Эта новая церковь создала свое новое богослужение, чтобы не совершать их пред жертвенником Иерусалимского храма. Очень быстро новое богослужение получило видимые «святыни» - двух золотых тельцов в Вефиле и Дане. Ветвь, отломленная от дерева, не может долго жить. Поэтому через некоторое время церковь, созданная по политическим мотивам, превратилась в обычное языческое капище. Особенно этому помогала Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, жена царя самарийского Ахава. Таким образом, Израильское царство пыталось войти в «цивилизованное сообщество», делало «геополитический выбор», не обращая внимания на то, что этим самым они растаптывали все то, что делало их особенным народом. Именно в это тяжелое время в земле Самарийской или Израильской жил пророк Божий Илия. Он обличал нечестие царя и царицы, учил народ Божий хранить веру истинную и удаляться от злых обычаев окружающих народов. Проповедь Илии сопровождалась множеством удивительных чудес. Например, для того, чтобы доказать истинность Библейской религии, он сначала показал всем бессилие язычества, а затем принес жертву на жертвеннике, выведя огонь из воды. Библия повествует о множестве чудесных событий в его жизни. Илия на три с половиной года своей молитвой прекратил дождь в Палестине, а потом своей же молитвой возобновил дождь и росу. Илия воскресил сына вдовы в Сарепте Сидонской. Илия попалил огнем два десятка царских воинов-язычников. Илия видел Бога в Свете Тихом на Хориве. Илия взошел на Небо на огненной колеснице, не увидев смерти.
Но, несмотря на это, проповедь Илии не смогла остановить нечестие Израиля, что и привело к окончательной гибели Самарии через несколько поколений. Десять колен, которые жили в Северном (Израильском) царстве оказались потерянными коленами, так как они рассеялись среди язычников и практически не оставили никакого следа. Ведь предками нынешних евреев являются жители Южного (Иудейского) царства.
Но зачем нам все это нужно вспоминать? Почему пророку Илии посвящено так много мест в Библии? По слову апостола Павла, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17). То есть, если Писание что-то говорит, то оно делает это не для того, чтобы мы удивлялись чудесам, но для того, чтобы мы получали оружие для нашей духовной борьбы. О Священной истории апостол Павел говорит, что события Священной Истории - «это … образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор.10:6,7). Священная История – это образ процессов, которые не только протекают в человеческом обществе, но и тех процессов, которые протекают в наших душах. Демоны сеют смуты в народах, разделяя их. С особенной силой они устремляются на народы, которые отмечены Божиим благоволением, для того, чтобы погубить их. Такое их коварство не способно изменить Промысла Божия. Оно является средством закалить людей в борьбе со злом, и такие испытания отсекают людей с гнилыми душами, а таких людей очень много. Но это печалит оставшихся. Но для нас сегодня важнее другое. Нам не очень важна история народов. Господь говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:26). Какая нам польза, если мы сможем научиться благу для всего мира, а потеряем благо собственной души? В падении Израиля, с которым так ревностно боролся Илия, есть указание и на проблемы нашей души. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что многие чада Нового Израиля, то есть Православной Церкви, повторят падение и нечестие чад Ветхозаветной Церкви. Такое падение в Израиле произошло дважды: первый раз при Илии, когда евреи отвернулись от своего Творца и поклонились Его творению. А второй раз тогда, когда они, сохраняя видимость правильного богопочитания, поклонились своим страстям, то есть тем идолам, которые жили в их душах. Последнее падение и нечестие привело их к богоубийству, и отвержению, которое длится и поныне. Все это является более чем актуальным для нас, христиан Двадцать первого века. Мы так же часто увлекаемся примером мира сего, который весь лежит во зле (1Иоан.5:19). Мы также постепенно вязнем в болоте обычаев мира сего: детективы, сериалы, ссоры, стяжание, увлечения, развлечения. А затем, когда «по причине умножения беззакония … охладеет любовь» (Матф.24:12) в нас разовьются навыки злые, мы совершенно становимся не отличимыми от современных язычников. Иоанн Златоуст говорит, что в Ветхом Завете было повелено совершать обрезание, чтобы люди завета отличались от прочих народов. Златоуст говорит, что в Новом Завете обрезание не нужно потому, что христиане должны отличаться своим духом, а не ритуалами. Повсеместное отступление людей от Бога – вот время проповеди Илии. Илия приходил в Девятом веке до Рождества Христова. Иоанн Предтеча, не будучи Илией, приходил в его силе и для его трудов. Откровение говорит, что Илия явится в последние годы этого мира для того, чтобы обличить Антихриста, когда отступление людей от истины станет повсеместным.
Илия – грозный обличитель тех людей, кого он называет «хромающими на оба колена» (3Цар.18:21), то есть тех людей, которые совмещают христианство и языческие нравы и обычаи. И наоборот, Илия – это ревностнейший помощник тех людей, кто решился низвергнуть идолов в своей душе, то есть свои страсти.
Новый завет показывает пророка Илию на Фаворе во время Преображения. Давайте и мы, молитвами пророка Божия Илии начнем преображать свою душу. Это нам жизненно необходимо. Апостол Павел вспоминает об Илии «как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11:2-5).
На каждом шагу сегодня стоят кумирни, где служат идолу – это питейные заведения, магазины табачных изделий. Индустрия развлечений учит особому богослужению, где бог – это низкие удовольствия. От этого стало нормой завершение такого язычества – блуда.
Жертвенники Божии в телах, умах и сердцах людей уничтожаются. Но мы да войдем, молитвами пророка Илии, в число тех семи тысяч человек, которые не преклонили своей воли и помыслов пред Ваалом – царем всех страстей, гордостью. Аминь.
Отредактировано Протоиерей Алексий (2014-08-02 13:28:47)