Суббота 14-й седмицы по Пятидесятнице. 13.09.14. лекция
В субботу 14-й седмицы по Святой Пятидесятнице в церкви по уставу читается начало 23–й главы Евангелия от Матфея.
«Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Матф.23:1-12)
Здесь содержится укоризна иудейским священникам. Но вместе с ними эта укоризна распространяется на всех фарисеев и лицемеров всех времен и народов, какое бы высокое происхождение и преемство они не имели.
Однако эти же слова имеют и обратное значение. Некоторые люди видят в этих словах призыв относиться к православному духовенству, как к современным фарисеям, со всеми вытекающими последствиями. Сегодня мы видим борьбу с православной иерархией по законам столетней давности, то есть времен ЧК и НКВД, когда духовенство очернялось всеми средствами пропаганды, будучи обвиняемым во всех смертных грехах, без всякого доказательства. Такое доказательство и не требуется.
Некоторые люди ощущают себя апостолами новой эры свободы, дерзновенно выступающими против новых Анны и Каиафы.
Но слова: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» способны заставить их замолчать, если только Евангелие для них авторитет.
С одной стороны представление о Церкви, как организации из священников с патриархом во главе, не соответствует Евангелию. Церковь – это Тело Христово. Все люди, кто не отрекся от Христа своей жизнью или словом, являются ее частями, как руки и ноги. Но, с другой стороны, духовенство в Церкви имеет особенное значение. Из их рук люди принимают Таинства, из их уст народ православный слышит евангельскую проповедь, на них лежит обязанность о постоянной благоговейной молитве. Также вокруг духовенства складывается внешняя, телесная общественно-церковная жизнь верующих. Но духовенство остается людьми. Духовенство и миряне – два сосуда, которые связаны между собой. Миряне отделяют в клир лучших из лучших. Духовенство своей проповедью и молитвой облагораживает мир. Но если мир болен? Если лучшие из лучших больны душой? Почему же от духовенства требуют святости древней, если будущие клирики выросли на тех же улицах, что и все остальные люди, а не спустились на землю с Луны?
Сейчас пропаганда поливает грязью священнослужителей. Но единственное с чем можно согласиться, так это с тем, что они не такие святые как Иоанн Кронштадтский, или как другие из великих святых. А еще с тем, что наш мир в зле лежит.
Сегодняшние евангельские слова направлены, с одной стороны, к духовенству. Они призывают его к борьбе с грехом в своей душе. Но с другой стороны, они же призывает нас оставить обвинение духовенства Богу, а самим заняться исполнением их слов. Сюда относятся и церковные каноны, и толкование Священного Писания, и поучение правилам духовной жизни. В косвенном отношении, сюда же можно отнести и вообще, внимание к их голосу не только в церковной, но и в общественной жизни.
Обычай завышать нравственные требования к духовенству, очень хорошо описал авва Дорофей. Когда человек сам ничего доброго не делает, тогда у него появляется мысль, что доброделание – легкое занятие. Чем больше сам человек исполняет заповеди, тем больше он замечает силы, которые мешают ему делать добро. Поэтом он становится более милосердным к недостаткам других. Жесткие требования к клиру рождены полным неведением духовной жизни.
Об этом говорит и Господь в сегодняшнем Евангелии: люди «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». Эти слова относятся не только к клиру, но и к людям, которые сами, погрязая в пороках, требуют от духовенства совершенной святости.
Особенная причина такой жесткости требования к священству: действие демонов. В притчи о мытаре и фарисее описана универсальная картина беснования: бесы открывают глаза ума человека на недостатки ближних. При этом такое видение является ложным обольщением: нет ничего из того, что нам кажется.
Поэтому не будем удивляться травле клира в средствах общественной пропаганды. Если увидим, или если нам что-то покажется плохим, то не будем в этом подражать духовенству, но сами да не дерзнем присоединяться к бесовскому хору тех, кто начал бороться с Церковью Божией, с Невестой Христовой. Аминь.
В тот же день читается начало 4-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам
«Каждый должен разуметь нас (апостолов), как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:1-5).
Эти слова продолжают начатое в Евангелие, расширяют и дополняют сказанное. Услышав заповедь слушаться священников, даже таких распинателей Христовых, как Анна и Каиафа, мы слышим, что служителями являются и апостолы. То есть и на них распространяются слова Христовы, повелевающие послушание.
Зачем нужно людям такое послушание? Потому, что служители-священник совершают «домостроительство таин Божиих». Это для нас великая Тайна, как могут люди участвовать в таком деле. Ведь домостроительством называется все то, что Бог совершил для нашего Спасения: Воплощение, Крест, Сошествие в ад, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов. Апостолов говорит о славе служителей Христовых в том, что они служат этому домостроительству через Тайны, то есть Таинства. Таких Таинств семь. К ним относятся крещение, исповедь, причастие и другие. То есть через священников в мире совершается наше участие в Божественной Жизни.
Златоуст говорит, что ничто не может сравниться с такой славой человека. Чудотворец-врач, воин-освободитель и благодетель народов совершает меньше блага людям, чем священник, подающий причастие или крещение. Златоуст говорит, что почитать священника нужно больше того, кто способен нас выпустить из страшной темницы и отменить смертный приговор.
Конечно, апостол пишет к священникам об их долге святости: «от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Господь взыщет от их рук всякую небрежность в служении, как это произошло с сынами Аарона Надавом и Авиудом, которые напившись вина, набедокурили в алтаре, или с сынами Илия, которые погрязали в пороках, или Озой, который в нечистоте прикоснулся к Ковчегу Господню. Но спасительность их действий не изменяется от их духовного состояния, потому что через них действует Сам Совершенный Бог.
Концовка апостольского поучения относится в первую очередь к осуждению священников, но может быть отнесено к осуждению любого человека: «судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Поэтому нам важно не осуждать ближних, а заботиться о том, чтобы в мраке нашего сердца не было скрыто нечистоты намерений, достойной наказания. Суд же весь нам должно отдать Богу. Он же помилует и нас, и тех, кого мы привыкли осуждать. Аминь.
Суббота 14-й седмицы по Пятидесятнице. 13.09.14. проповедь
В субботу 14-й седмицы по Святой Пятидесятнице в церкви по уставу читается начало 23–й главы Евангелия от Матфея.
Сегодня, мы уже слышали о том, что данное место Евангелия учит нас правильно относиться к духовенству, подающему нам Таинства.
Но в этих словах есть и иносказание.
Апостол Петр говорит о всяком христианине: «устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5). Каждый крещенный человек является священником особого храма. Об этом мы говорим, читая 50-й псалом: «Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стeны иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы» (Пс.50:19,20). Мы просим, чтобы внутри нас создались стены Иерусалимские, Храма, где бы началось совершение жертвы праведности, возношения молитвы и всесожжения любви. Человеческий ум такой священник, и он входит во святилище сердца. Он имеет особую одежду и жертву-дар: «жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18).
Нам важно услышать об этом накануне 14-й Недели, когда мы будем вспоминать Притчу о званных на брачный пир, на святую литургию-причастие. Если наш внутренний священник не наденет на себя чистой брачной одежды сокрушения и смирения, как это однажды сделал Благоразумный разбойник на Кресте, то мы окажемся вне Брака Агнца-Причастия, сколько бы мы канонов не прочитали, и сколько бы дней мы не постились бы перед этим.
Нам стыдно хвалиться седалищем апостолов и святых, на котором мы сидим, называя себя «церковью святой», а живя жизнью, чуждой даже Ветхого Завета. Итак, давайте исправлять свою жизнь, чтобы не оказаться вне благословенного Небесного Царства. Аминь