Дух дышит где хочет
09.03.2017 Войтехович Игорь Валерьевич
В последнее время вместе с нарастанием экуменических и модернизаторских тенденций в церковной и около церковной жизни распространилась практика собственного истолкования евангельских заповедей, которые на протяжении двух тысячелетий были источником христианского мировоззрения, догматики и в целом утверждением веры. Часто приходится сталкиваться с тем, как словом Божиим подтверждаются вещи, зачастую противоречащие многовековому опыту христианской веры и жизни Церкви. Для того, чтобы суметь найти в многоголосном хоре разнообразных интерпретаций этих истин им необходимо противопоставить опыт святых отцов Церкви. Приведём один пример того, насколько несостоятельны попытки оправдать экуменизм цитатами из Священного Писания.
В качестве одного из таких изречений Господа, якобы оправдывающего экуменическое мировоззрение, приводятся слова «Дух дышит где хочет», Евангелия от Иоанна. Однако если мы откроем толкование св. Иоанна Златоуста — «Беседы на Евангелие от Иоанна», мы прочтём там такие слова:
«А как же, – может быть, спросит кто-нибудь, – родилась плоть Господня? Она родилась не от Духа только, но и от плоти. Потому Павел, показывая это, и говорит: «родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4). Дух образовал ее так: не из ничего (для чего в таком случае нужна была бы утроба матерняя?), но из девственной плоти; а каким образом – я объяснить не могу. Так было для того, чтобы кто-либо не подумал, будто Рожденный чужд нашего естества. Если и после этого есть люди, которые не веруют в такое рождение, то до какого бы нечестия ниспали они, если бы Христос не восприял плоти от Девы? «Рожденное от Духа есть дух». Видишь ли достоинство Духа? Он творит дело Божие. Выше (евангелист) говорил: «от Бога родились» (Ин.1:13); а здесь говорится, что их рождает Дух. «Рожденное от Духа есть дух», рожденный от Духа духовен. Рождение здесь разумеется не по существу, а по достоинству и благодати. А если и Сын рожден таким же образом, то какое преимущество Он будет иметь перед людьми, так рожденными? Каким образом Он тогда есть Сын Единородный? От Бога рожден и я, но – не от существа Его. Если же и Он не рожден от существа, то чем Он отличается от нас? В таком случае Он будет меньше даже и Духа, потому что такое рождение происходит от благодати Духа. Ужели поэтому, чтобы быть Сыном, Он имеет нужду в содействии Духа? Да и чем такая мысль различается от учений иудейских? Но, сказав: «рожденное от Духа есть дух», Христос опять видел, что Никодим смущается, и потому обращает речь к примеру чувственному. «Не удивляйся, – говорит Он, – что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет» (Ин.3:7-8). Словом: «не удивляйся» обнаруживает смущение души его и затем обращает его к тончайшему из тел. Сказав: «рожденное от Духа есть дух», Христос уже отвлекал Никодима от представлений плотских; но, как тот все еще не понимал, что значат Его слова: «рожденное от Духа есть дух», то Он и переносит его мысль к другому изображению, не останавливая его на грубых телах и не говоря о существах совершенно бестелесных (так как Никодим, и слыша о таких предметах, не мог постигать их), но находя нечто среднее между существом телесным и бестелесным, – движение ветра, – и через то вразумляет его. Именно о ветре Он говорит: «голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8). Но если говорит: «дух дышит, где хочет» то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное. Писание обыкновенно говорит так и о предметах неодушевленных, например: «тварь покорилась суете не добровольно» (Рим.8:20). Итак, слова: «дышит, где хочет» означают то, что ветер не удержим, что он распространяется всюду, что никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда, но что он с великою силою рассеивается, и никто не может задержать его стремления.
«И голос его слышишь», то есть – гул, шум, «а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». В этом все и заключается. Если, говорит, ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который однако ж ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, – ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь его звуки? Таким образом слова: «дышит, где хочет» сказаны для означения власти Утешителя, и значат вот что: если никто не может сдержать ветра, но он несется, куда хочет, то тем более не могут задержать действия Духа ни законы природы, ни условия телесного рождения, и ничто другое подобное. А что слова: «голос его слышишь» сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: «голос его слышишь». Потому, как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер еще есть тело, хотя и тончайшее, потому что все, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела, и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела?»
«Если никто не может сдержать ветра, но он несется, куда хочет, то тем более не могут задержать действия Духа ни законы природы, ни условия телесного рождения, и ничто другое подобное» — свт. Иоанн Златоуст.
Из слов святителя Иоанна Златоуста мы видим, что речь шла о тайне рождения от Духа (духовного рождения) и выражение «дух дышит где хочет», адресовано ветру (духу), как чувственному сравнению, которое мы так же не можем объяснить, а беремся понять тайну движения Духа Божия.
Так же и блаженный Феофилакт Болгарский написал:
«Ин.3:7. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Видя же, что Никодим и еще смущается, говорит: «не удивляйся». Потом пытается учить чувственным примером.
Ин.3:8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
«Дух, – говорит, – дышит, где хочет, и голос его слышишь, однако же, не знаешь его направления, потому что он неудержим и беспрепятствен, и по силе природы имеет стремление во все стороны». Если говорит «дышит, где хочет», то не потому, будто ветер имеет способность свободного выбора и желания, но потому, что хочет (как я сказал) указать на естественное его движение и неудержимую силу. Если же не знаешь, где и как дышит ветер, сей дух, подлежащий чувству, то как хочешь уразуметь возрождение от Духа Божия? Если сей дух не может быть задержан, то тем более не подчинится законам природы благодать Духа Святаго.»
«Если говорит «дышит, где хочет», то не потому, будто ветер имеет способность свободного выбора и желания, но потому, что хочет (как я сказал) указать на естественное его движение и неудержимую силу» — блаж. Феофилакт Болгарский.
Святитель Кирилл Александрийский подтвердил ту же мысль:
«Ин.3:7-8. Не дивися, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуда приходит и камо идет: тако есть всяк рожденный от Духа.
В том состоит достоинство учителя, когда он различными способами наставляет ум слушателей и посредством многих рассуждений представляет доказательства трудного предмета. Так и Христос дает ясное представление о таинственном предмете посредством сравнения. «Дух», говорит, то есть этот воздушный и стихийный «ветер дует» вокруг всей вселенной, – и там, где он свободно пробегает, присутствие его обозначается одним только шумом, но он скрывается от всех глаз и сообщается более тонкому чувству телесного слуха, производя ощущение присущей ему по природе действенности. Таким же образом, говорит, ты должен понимать и Моё учение о возрождении чрез Духа, от малых примеров руководимый к большим и в приведенных словах, как в образе, разумея сверхчувственные предметы.»
Если же действия Святаго Духа свободны от нашего понимания, то это ни в коем случае не говорит о том, что Дух Святый желает дышать вне Церкви Христовой, в «таинствах» раскольников, еретиков и всякого рода ложных учениях.
Хотя безусловно Дух может быть послан к любому человеку, атеисту, или еретику, раскольнику, что и бывает, когда тот человек обращается к истинной вере и через покаяние возвращается в лоно православной Церкви.
Если поставить вопрос, откуда сегодня в сердцах простых прихожан и батюшек нашей Церкви появляется стремление к подобного рода измышлениям, близким протестантизму, хочется ответить, что всё же по любви. По любви к ближнему и большого желания, чтобы все спаслись. Но беда такого заблуждения в том, что в нем преобладает не духовное, а нравственное, человеческое мышление. И тогда любовь развивает жалость и снисхождение. Но нужно не забывать, что жалостью мы никого не спасем. Спасает милосердие. А милосердие направляет любовь нашу к истине. Поэтому, если вы желаете по любви и милосердию своему спасения ближнему, то спасительнее будет сказать правду например раскольнику; что мол не видеть тебе Царствия Божия, если не покаешься и не обратишься к истинной вере. А не жалеть его, успокаивая его совесть неверным истолкованием евангельских заповедей. И речь здесь идет не об осуждении ближнего, как многие считают, а об обличении пагубного заблуждения.
Многие заблуждения в умах простых верующих могут возникать по любви к ближнему, однако любви не духовной, а эмоциональной и сентиментальной. Но нужно помнить, что чувством душевной жалости мы никого не спасем. Милосердие направляет любовь к Истине.
Экуменические заблуждения среди пастырей негативно отражаются на духовном воспитании паствы, грубо противоречат Священному Писанию, учению Церкви и подрывают веру 9-му члену Символа веры во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь и в единое Крещение. Не стоит размывать ту веру, за которую насмерть стояли наши отцы.
Среди прихожан сейчас модно стало упрекать носителей консервативных ценностей словами преподобного Серафима Саровского: «Спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся», трактуя их как спасение личным примером. Эти слова никто не может оспорить. Однако это не говорит о том, что мы не смеем говорить о Боге, об учении Церкви и не смеем спорить и рассуждать между собой о Божией воле.